Как вернуть товар по гарантии: порядок и правила

Возврат товара по гарантии

С точки зрения закона, каждый гражданин имеет полное право вернуть товар на основании гарантийного талона.

Несмотря на распространенность подобных ситуаций и актуальность проблемы возврата товара по гарантии, в России с этим возникает множество проблем.

В статье рассматривается то, когда нужно уметь отстаивать свои права и что при этом следует учитывать.

О том, какие права и обязанности имеются как у потребителя, так и у продавца, читайте далее.

Что такое гарантийный срок

Как известно, чтобы зафиксировать момент приобретения товара, на кассе обязательно оформляется кассовый документ, который подтверждает факт покупки.

Между покупателем и продавцом заключается договор, соблюдение исполнения которого контролируется рядом нормативно-правовых документов Российской Федерации.

При покупке многих групп товаров помимо чека выдается гарантийный талон. Он прилагается к покупке, но использоваться может далеко не всегда.

Гарантийный срок является тем периодом, в течение которого гражданин имеет право совершить обмен или возврат товара.

Причиной для проведения операции в основном становится производственный брак.

Начало обратного отсчета по сроку приходится на дату приобретения продукта. Если эта информация отсутствует, гражданину нужно обратить внимание на дату выпуска покупки.

Большинство непродовольственных товаров подлежит обмену и возврату в течение двух недель с момента покупки. День покупки при этом не учитывается.

Однако если речь идет о наличии заводского брака, то период возврата купленного товара может значительно превышать указанный период.

На практике часто происходит так, что качество товара не соответствует тому, что заявлено на упаковке производителем, или информация на упаковке является неполной и недостоверной.

Во всех вышеперечисленных ситуациях потребитель может настаивать на возврате или обмене бракованного товара.

Нормативно-правовое регулирование

Организация процесса возврата гарантийного товара осуществляется за счет норм, установленных в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

 Ст. 5 данного нормативно-правового акта определяет право покупателя на получение гарантий по качеству товара.

Вторая глава документа посвящена различным вопросам, связанным с защитой прав потребителей.

Так, в ст. 18 установлен перечень прав, имеющихся у покупателя при обнаружении недостатков в товаре.

Сроки предъявления потребителем необходимых требований прописаны в ст. 19. Сроками по возврату переданного товара занимается и Гражданский кодекс РФ (см. ст. 477).

При проведении возврата возникают налоговые споры, так как уплата сборов и оформление вычетов происходит в соответствии с положениями ст. 171 Налогового кодекса РФ.

Права и ответственность покупателя и продавца

В отношении ответственности сторон действуют разные нормы, которые зависят от того, какие права установлены законом для покупателя и продавца.

Итак, потребитель может потребовать:

  • заменить товар в пределах одной торговой марки (модели, артикула);
  • заменить его на аналогичный, но другой марки (модели, артикула) с обязательным перерасчетом суммы;
  • уменьшить стоимость предмета в соизмеримом размере;
  • бесплатно устранить поломку или недостаток продукции;
  • возместить расходы на самостоятельный ремонт предмета.
У покупателя есть право в одностороннем порядке расторгнуть договор по купле-продаже.

Итогом должен стать возврат денежных средств потребителю и объекта сделки продавцу. Передача приобретенного ранее продукта происходит за счет принимающей стороны.

Продавец в свою очередь имеет право самостоятельно определять период гарантийного обслуживания для продукции. Все зависит от того, какие функции есть у предмета.

Образец гарантийного талона представлен ниже.

Образец гарантийного талона

В период гарантийного срока исполнитель обязуется проводить полное обслуживание приобретенного товара. Те же обязанности лежат и на изготовителе.

Для того чтобы произвести процедуру возврата, следует учитывать следующий набор правил:

  • гарантийный срок должен быть действующим;
  • товар подпадает под гарантийную категорию;
  • предмет не потерял своего товарного вида и не был в употреблении.
Возврат товара по гарантии возможен даже при отсутствии кассового чека, если факт покупки могут подтвердить показания свидетелей.

Отдельные группы товаров требуют иных условий возврата, о которых речь пойдет ниже.

Условия возврата отдельных групп товаров

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, включены следующие группы товаров:

В список государственного контроля включены такие объекты:

  • средства профилактического и лечебного действия (лекарства, БАДы, аппаратное обеспечение);
  • продукты для поддержания личной гигиены человека (зубные щетки, аксессуары для волос);
  • средства ухода (парфюмерия и косметика);
  • категории товаров, отпускаемые в виде метража (текстиль, кабельная продукция, строительные материалы);
  • категории товаров, имеющие контакт с пищевыми продуктами (одноразовая посуда, продукция из полимерных соединений);
  • товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
  • бытовая мебель;
  • ювелирная продукция;
  • техника и комплектующие;
  • технически сложные товары бытового назначения (различные станки, фото- и видеоаппаратура и др.);
  • гражданское оружие и патроны к нему;
  • животные и растения;
  • непериодические издания (календари, брошюры, буклеты и др.).

Данный перечень товаров определяется как полный и не допускает иных изменений, кроме как на законодательном уровне.

Порядок возврата

Алгоритм действий при возврате бракованного товара такой:

  • определить требование (возврат, обмен или ремонт);
  • составить претензию (в двух экземплярах);
  • передать жалобу руководству или работникам торговой точки.

Возмещение финансовых затрат происходит как сразу, так и после рассмотрения претензионного заявления.

Во втором случае продавец может провести независимую экспертизу для установления правдивости слов покупателя.

Вернуть средства покупателю должны не позднее, чем через 10 дней после обращения. За просроченные сутки начисляется пеня, которая составляет 1% от изначальной суммы.

Оформлять заявление на имя руководства магазина следует исходя из установленного образца.

Возврат уплаченных средств производится несколькими способами:

  1. Если имела место оплата наличными средствами, то перевод денежных средств осуществляется на банковский счет покупателя, который прописывается в бланке возврата.
  2. При оплате в безналичном виде перевод делают на тот же счет, с которого ранее списывались средства.

На третьего лица деньги отправляют только при наличии у него нотариально заверенной доверенности.

Выводы

Таким образом, после приобретения товара у гражданина есть право обменять его или вернуть на основании гарантийного срока качества. При этом следует соблюдать порядок, установленный законом.

Необходимо помнить, что для отдельных групп товаров существует особые случаи приобретения, а возможность возврата может отсутствовать.

Все эти нюансы нужно знать для эффективной защиты прав потребителей и понимания того, когда можно обменять или вернуть товар, а когда это не представляется возможным.

Подробнее о возврате товара по гарантии в случае его поломки можно узнать из видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных