Вернуть товар необходимо, а паспорта нет — что делать?

Возврат товара без паспорта

При возврате того или иного товара продавцы зачастую требуют паспорт.

Проблема в том, что покупатели зачастую неспособны оценить правомерность подобных действий.

В законе нет условия, что при возврате товара покупатель обязан предъявить паспорт.

Однако все не так просто: чтобы понять ситуацию, нужно ориентироваться не только на этот нормативный акт.

Возврат товара без паспорта с точки зрения покупателя

Согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», покупатель имеет право в течение двух недель (если удлиненный срок не предоставлен продавцом) со дня совершения приобретения обменять купленный товар на аналогичный или вернуть уплаченные за него средства.

Причиной может стать неподходящая форма, расцветка или комплектация изделия.

Обмен непродовольственного товара возможен, если данный продукт не находился в пользовании, сохранил товарный вид и все изначальные свойства (пломбы, ярлыки).

Также необходимым условием является наличие у покупателя на руках товарного или кассового чека.

Отсутствие доказательной документации не лишает человека возможности оформить возврат.

Нормативно-правовое обоснование требований потребителя

Потребителю не нужен паспорт для возврата товара – так сказано в ст. 18 и 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Право обменять или вернуть продавцу продукт, не подходящий по конкретным параметрам или не соответствующий заявленному качеству, предоставляется каждому потребителю.

При этом последний не обязан показывать какой-либо документ, служащий удостоверением личности (паспорт не исключение).

В Законе указываются конкретные ситуации, при которых возможен возврат или обмен товара.

Возможные проблемы в магазине

Главная проблема, связанная с данной ситуацией, — возможное отсутствие паспорта в момент возврата или обмена.

Несмотря на необязательность требования предъявить паспорт, продавцы продолжают вести подобную практику.

Однако нормы закона, на основании которых продавец настаивает на своем, не подразумевают предъявление исключительно паспорта в качестве удостоверения личности гражданина (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о …»).

В конкретных ситуациях могут быть предоставлены и другие документы, например:

  • удостоверение личности гражданина, несущего военную службу;
  • солдатский, матросский, сержантский билеты или военный билет офицера в запасе;
  • временное удостоверение личности;
  • документ беженца;
  • удостоверение сотрудника прокуратуры.

Процедура возврата товара без паспорта с точки зрения продавца

Продавцу нужен паспорт покупателя для оформления выдачи средств, ранее уплаченных за конкретный товар, и правильного заполнения сопутствующей процессу документации.

Также есть судебная практика, доказывающая право продавца требовать от покупателя предоставления документа при возврате денежных средств из кассы.

Заполнение документации

Подобные меры рассматриваются судом как необходимые в конкретной ситуации.

По перечисленным причинам требования сотрудника указать в заявлении на возврат данные из удостоверения личности не могут быть восприняты как чрезмерные.

В ситуации, когда оплата производилась при помощи безналичного платежа (банковская карта), возврат денег производится обратно на карту.

При этом покупателю достаточно только показать кассовый чек и ту самую карту.

До закрытия кассовой смены

В такой ситуации компенсация средств происходит немного проще. Для этого продавцу нужно:

  • оформить акт согласно унифицированной форме КМ-3;
  • сделать в 15-й строке журнала кассира-операциониста (по форме КМ-4) запись о возврате денежных средств.

Данные формы не требуют указывать паспортные данные получателя финансовых средств.

При этом процедура возмещения денег за товар подбирается в зависимости от того, каким образом покупатель вернул его в магазин.

После закрытия кассовой смены

Потребитель опирается исключительно на пункты закона «О защите прав потребителей», тогда как продавец должен принимать во внимание и требования других нормативных актов, например:

Поэтому после закрытия кассовой смены продавец обязан указать паспортные данные получателя.

Актуальность проблемы

Проблема достаточно актуальна, а требования продавца вполне обоснованы.

Суть в том, что процедура оформления возврата товара или выдача ему ранее внесенных денежных средств выполняется в законном порядке:

  1. Прием и замена предмета по заявлению покупателя. На полученную единицу оформляется накладная в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю, второй остается у продавца. После предъявления этого документа покупатель получает деньги из кассы.
  2. Составление расходного кассового ордера по бланку КО-2.
  3. Передача покупателю средств из кассы.
Сотрудник вправе выдавать финансовые средства потребителю после удостоверения личности последнего по предоставленному им паспорту или другому документу.

Передать наличные кассир может только человеку, личные данные которого прописаны в кассовом ордере формы КО-2.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных