Как вернуть уцененный товар: правила, способы, порядок

Возврат уцененного товара

Уцененный товар — это товар, первоначальная стоимость которого после выставления на продажу снизилась.

Процедура уценки часто проводится во время сезонных распродаж, а также для ускорения сбыта товаров, которые не пользуются спросом у потребителей.

Законодатель наделил продавца возможностью по собственному желанию устанавливать цену на различные товары и изменять ее.

Однако это правомочие ни в коем случае не дает ему возможность так или иначе ущемлять права потребителя.

Приобретая тот или иной уцененный продукт, покупатель сохраняет за собой абсолютно все права, предоставленные ему законом Российской Федерации, в том числе право на его возврат. Подробнее об этом расскажет данная статья.

Уценка и скидка: сходства и различия

Для начала стоит разобраться в смежных понятиях — скидка и уценка.

Если первый термин обычно рассматривается как маркетинговый ход и ассоциируется с понижением стоимости товара с целью привлечь покупателя и увеличить количество продаж, то второй связан с указанием на те или иные его недостатки.

Однако в большинстве случаев границу между этими понятиями провести сложно, потому что снижение цены в основном происходит при наличии у товара разного рода повреждений и дефектов, к примеру:

  • брак партии или конкретного изделия из-за оплошности при производстве;
  • механические повреждения, появившиеся вследствие неправильной транспортировки, хранения или по иным причинам (царапины, потертости на упаковке);
  • отсутствие составных элементов и деталей;
  • негерметичность упаковки и др.

Также широко распространена практика уценки скоропортящихся товаров с целью ускорения их продажи и частичной компенсации убытков.

Нормативно-правовое регулирование

Общий порядок проведения уценки товаров изложен в разделе 9 «Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5).

Сбыт уцененных товаров производится по общему правилу при условии, что потребитель был заранее уведомлен о причине уценки товара. Это необходимо для того, чтобы оценить степень серьезности дефекта и возможный вред, который может быть причинен работоспособности изделия.

Продавец обязан уведомить покупателя о том, что изделие до продажи находилось в ремонте, его составные элементы отсутствуют или имеются какие-либо визуальные недостатки.

Какие товары и по какой причине подлежат уценке

Многие люди думают, что уценка связана только с браком, но это не всегда так.

Покупатели по всему миру ждут сезонных распродаж, чтобы совершить заветную покупку. Ожидание скидок — грамотное решение, ведь цена может быть снижена на 50% и более, а это существенная экономия.

Помимо сезонных скидок магазины устраивают масштабные распродажи товаров хорошего качества, но уцененных по различным причинам.

Во-первых, это могут быть сезонные скидки и распродажи новых товаров и бытовой техники, имеющей полную комплектацию и качественную упаковку.

Снижение цены происходит по причине выхода новой коллекции либо из-за переоценки объемов сбыта: торговая сеть закупила слишком большую партию обуви, одежды или техники, но не смогла быстро реализовать ее.

Для ускорения разгрузки складских помещений и освобождения средств в обороте продавец вынужден устраивать акции.

Витринные образцы товара

Во-вторых, продавцы стремятся избавиться от витринных образцов. В указанную категорию можно отнести товары, которые продолжительное время находились на витринах и полках магазинов.

Все витринные образцы подразделяются на находящиеся в состоянии включения и находящиеся в выключенном состоянии. Первые используются для демонстрации технических характеристик и параметров.

Телевизоры, ноутбуки, планшеты не могут находиться на витрине больше полугода, поэтому на такие товары скидка может достигать 50%.

Товары без включения, например холодильники, посудомоечные и стиральные машины, размещаются на витрине для демонстрации их размера, функций и удобства использования.

Несмотря на то что практически все витринные образцы покрываются защитной пленкой, иногда имеют место незначительные следы эксплуатации.

В случае уценки подобного товара у покупателя появляется возможность значительно сэкономить, особенно в том случае, когда предполагается приобретение большого количества техники в новый дом или квартиру.

В-третьих, производители и продавцы часто снижают цену на товары, имеющие повреждения упаковки.

Упаковка может быть надорвана при транспортировке или повреждена в магазине, но сам продукт внутри остается целым.

Приобретение подобных изделий дает покупателям шанс не наносить серьезного ущерба семейному бюджету.

Продажа подержанных вещейВ-четвертых, могут быть уценены подержанные товары, которые ранее были возвращены в магазин прежними покупателями.

Законодатель дает потребителю право в течение двух недель вернуть неподошедший товар.

Статистический анализ показывает, что больше половины возвратов — подарки от коллег, друзей и родственников.

Товар достали из коробки, рассмотрели и отнесли обратно в магазин, не причинив никаких повреждений.

В-пятых, уценке подлежат товары с механическими повреждениями. Наличие каких-либо повреждений поверхности (царапин, потертостей или маленьких сколов) никоим образом не влияет на их работу.

Законодатель признает подобные изделия дефектными, вынуждая производителя делать скидку, а потребителям дает возможность сэкономить.

Стиральная машинка с потертостями может стать отличным вариантом встраиваемой мебели, а фен с поцарапанным корпусом отправится на дачу.

Ремонт изделий

В-шестых, имеет место скидка на отремонтированные изделия. У крупных сетевых магазинов обычно заключен договор с гарантийным сервисным центром.

Иными словами, товар, имеющий заводской брак или получивший серьезные повреждения при перевозке, может быть отправлен в ремонт.

Продавец должен сообщить покупателю правдивую информацию об изделии, а также предоставить скидку.

В-седьмых, предоставляется скидка и на товар в неполной комплектации. В коробке блендера может отсутствовать один из ножей для резки овощей, а у фена — какая-либо дополнительная насадка. В этом случае продавец обязан снизить стоимость изделия.

И наконец, при незначительных нарушениях работоспособности изделия (например, отсутствие специальной кнопки включения и выключения на бытовой технике), которые никак не влияет на его работу, потребитель также вправе получить скидку.

Уцененный товар и товар ненадлежащего качества

Уценка изделия может происходить по разным причинам, но продавец всегда должен помнить, что продажа сломанного или бракованного товара без уведомления покупателя об имеющихся дефектах запрещена.

При покупке заметить брак или какие-то неисправности изделия довольно сложно. Обычно брак и поломки обнаруживаются в период эксплуатации.

Кроме того, покупателем зачастую овладевают положительные эмоции, поэтому он не замечает очевидных недочетов.

К сожалению, определить добросовестность продавца бывает очень затруднительно. Вы не можете предугадать, какой перед вами человек и какой товар он продает. Это правило относится как к крупным магазинам, так и к маленьким точкам.

Зачастую недобросовестные продавцы уверяют потребителей в том, что поломка произошла по их вине и отказываются возвращать денежные средства или производить замену.

Возможна ли в таком случае замена или полный возврат денежных средств? Закон находится на стороне покупателя, поэтому смело отстаивайте собственные права.

Вернуть товар ненадлежащего качества покупатель может в пределах гарантийного срока или срока годности такого изделия.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что при отсутствии гарантийного срока и срока годности, возврат может быть осуществлен в течение двух лет.

Отдельной категорией в таком случае являются технически сложные товары, срок претензии на которые ограничен 15 сутками с момента покупки.

Требования к уцененному изделию

Законодатель дает потребителю право отказаться от уцененного товара по общему правилу в течение 14 дней с момента покупки (при этом день самой сделки не учитывается).

Однако стоит учитывать, что на сегодняшний день потребители часто совершают покупки в интернете. Для возврата изделий, купленных дистанционно, необходимо поторопиться, потому что длительность этой процедуры вдвое меньше (7 дней).

Доказать, что потребитель совершал покупку, можно на основании чека, технического паспорта, инструкции пользователя и других документов, косвенно указывающих на факт приобретения.

Можно ли возвращать товар без коробки? Ведь вы могли могли выбросить ее, думая, что она больше вам не потребуется.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» не содержит прямого запрета на возврат товара без упаковки, поэтому он осуществляется по общему правилу.

Упаковка является лишь доказательством покупки конкретного продукта в конкретном магазине, но при ее отсутствии данный факт подтверждает чек.

Если нет чека

К сожалению, случаи утери чека встречаются достаточно часто. Обычно в момент покупки, особенно когда вещь желанная, покупатель не думает об ее возможной поломке, отдает деньги и радостно направляется домой.

Поломка может быть замечена непосредственно в квартире, по дороге домой или при использовании.

Возврат товара в магазин

Чек покупатель мог выбросить или потерять, а попытки в дальнейшем совершить возврат или обмен не увенчиваются успехом, ведь владелец магазина наотрез отказывается совершать замену или возврат денежных средств, мотивируя это отсутствием чека или обвиняя покупателя в обмане.

Что делать в такой ситуации?

Законодатель утверждает, что отсутствие чека не является причиной для отказа в удовлетворении требований потребителя — возврате денежных средств или замене изделия.

Продавец может утверждать, что покупатель приобрел продукт в другом магазине и отказаться возвращать денежные средства.

Покупателю в этом случае следует опираться на свидетельские показания, фото- и видеоматериалы. Кроме того, у продавца должна храниться копия чека, которую потребитель вправе получить.

В ней указаны дату и время совершения покупки, а также информация о купленном товаре: серийный номер, модель и прочие характеристики.

Если есть гарантия

Следует помнить, что возврат товара может быть осуществлен в период действия гарантийного срока и срока годности, а при его отсутствии — в течение двух лет. Гарантийный срок отсчитывается со дня продажи независимо от даты выпуска изделия.

Производитель и продавец, предоставляя гарантию на товар, обязаны следовать закону и напрямую выполнять свои обязанности.

Претензионное заявление должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, отсчитываемый со дня его получения продавцом. При согласии с претензией продавец осуществляет выплаты в течение трех дней.

При отказе в возврате денежных средств он обязуется выплачивать 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Этапы процедуры

Порядок возврата уцененного товара следующий:

  1. Обратиться в магазин с просьбой произвести обмен товара или возврат денежных средств;
  2. При отказе продавца произвести письменное оформление требования передать его представителю продавца, заверив данный факт росписью;
  3. Приложить к претензионному заявлению все необходимые документы;
  4. Если продавец отказывается удовлетворить требование покупателя, составить исковое заявление и направить его в суд. Продавец также может принять товар, но назначить экспертизу, в этом случае необходимо дождаться ее результатов.
  5. Ознакомившись с результатами проверки, потребовать проведения дополнительной экспертизы, а позже обратиться в судебный орган.

Если магазин, в котором совершалась покупка, закрылся, то для возврата средств необходимо написать импортеру.

Документы для скачивания (бесплатно)

Возможные проблемы

Законодатель подробно описал все спорные моменты при покупке, возврате и замене уцененных товаров и товаров ненадлежащего качества.

На практике спорные моменты возникают в большей степени из-за отказа продавца принимать их обратно. Не все продавцы выполняют свою работу качественно, некоторые пытаются обмануть потребителей.

Спорные моменты решаются посредством обращения в суд и назначения независимой экспертизы. Также можно обратиться в правоохранительные органы, но практика показывает, что такие действия зачастую бессмысленны.

Следует также помнить, что если законодатель обозначил четкие сроки возврата уцененного изделия или изделия ненадлежащего качества, то пытаться вернуть или заменить его по истечении предусмотренного времени будет невозможно.

Для возврата покупки по общему правилу назначен гарантийный срок, составляющий 14 дней. Срок возврата интернет-заказов сокращен, о чем продавец должен уведомить покупателя.

В случае если покупатель не был проинформирован о сокращенных сроках возврата, то этот процесс осуществляется согласно общему правилу.

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо ответственно и с уважением относиться с чужим правам. Данный тезис в равной степени касается как продавца, так и потребителя.

Дополнительная информация представлена ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных