Содержание статьи
Совершение операций с наличными подразумевает выдачу определенных документов о проведенной сделке. Одним из таких документов является БСО или бланк строгой отчетности. Такой тип бланка находит применение в различных экономических сферах.
Что такое БСО
Бланк строгой отчетности представляет собой особый вид документа, который свидетельствует о получении денежных средств. Причем средства могут быть получены в наличной и безналичной форме.
При пользовании данным бланком необходимо следовать правилам учета, поэтому в названии присутствует характеристика «строгий учет».
БСО относится к официальной категории документов. Его юридическая сила приравнивается к силе фискального чека.
Простым примером такого бланка выступает билет на проезд в транспорте. Приобретая его, потребителю предоставляется услуга в форме проезда. Если требуется подтвердить, что услуга должна быть предоставлена, то предъявляется бланк.
Необходимость применения
Бланком необходимо пользоваться, если отсутствует контрольно-кассовое оборудование. Такой вариант доступен следующим группам юридических лиц:
- Индивидуальные предприниматели или фирмы, чья деятельность связана с оказанием услуг населению. Причем форма налогообложения не играет роли.
- Юридические лица, которые по техническим условиям не могут оборудовать кассовые аппараты ввиду отдаленного территориального расположения. Такие категории утверждаются на уровне субъектов.
Документация подразумевает ее использование в случае расчетов с физическими лицами. Если требуется рассчитаться с юридическими лицами, то необходимо выдать кассовый чек. Но если операции осуществляются между индивидуальными предпринимателями, то допускается применение БСО.
Чтобы начать выдачу такого типа бланков, следует удостовериться о наличии кода осуществляемого вида услуг в нормативном документе. Это ОКУН (общероссийский классификатор услуг населению). На 2020 год этот классификатор заменен на ОКВЭД-2 и ОКПД-2. При возникновении спорных моментов можно уточнить возможность применения документации в местном отделении налоговой инспекции.
Основные формы
Применительно к типу оказываемых услуг можно называть данные бланки по-иному. Так известны следующие варианты БСО:
- квитанция;
- билет;
- путевка;
- абонемент;
- залоговая квитанция;
- проездной;
- лист выработки (БО-11).
До 2008 года предприниматели осуществляли платежные операции на основе форм БСО, которые были регламентированы Министерством финансов. После мая 2008 года вступило в силу Постановление №359, где указан порядок проведения расчетов без применения кассового оборудования.
В 2020 году разрешено разрабатывать собственную форму бланков. Однако следует учитывать, что она должна содержать в обязательном порядке требуемые реквизиты. Известны определенные виды деятельности, расчет по которым осуществляется с использованием БСО утвержденной государственной формы:
- билеты на все виды транспорта;
- услуги по предоставлению парковок;
- путевки туристического и экскурсионного вида;
- услуги ломбарда;
- страхование;
- ветеринарные услуги.
[docs]
Если деятельность не входит в данный перечень, то можно подумать об удобной форме бланка.
Возможность приобретения
Раньше считалось, что такие бумаги должны быть отпечатаны в типографии. Теперь порядок изготовления изменился, можно использовать приборы автоматизированного типа. Таким образом, существует два пути изготовления:
- Обращение в типографию – если осуществляемая деятельность широко известная, то возможно в типографии найдутся стандартные готовые шаблоны. А также можно придумать свою форму и заказать соответствующую документацию, не забывая о том, что она должна отвечать всем требованиям законодательства.
- Использование автоматизированной системы – устройство схоже с кассовой техникой. Выполняет функции печати документов, где присутствует информация об расчетной операции. Такой аппарат не нужно регистрировать в налоговых органах.
Автоматизированное оборудование должно отвечать таким требованиям:
- Иметь защиту высокой надежности от неразрешенного доступа к бланкам, иным персональным данным.
- Работать только под доступом ограниченного круга лиц.
- Осуществлять операции фиксации и дальнейшего хранения в памяти совершенных расчетов не менее пяти лет.
- В функции прибора должна входить фиксация номера и серии документа.
- В случае контрольного запроса о совершенных расчетах аппарат должен выдать соответствующую документацию.
Достоинства и недостатки
Использование БСО при расчетных операциях подразумевает такие достоинства:
- отсутствие финансовых вложений на кассовое оборудование;
- не проводится сервисное обслуживание;
- удобство использования при разъездных видах деятельности.
Известны, конечно, следующие недостатки:
- применение возможно исключительно при оказании услуг;
- при выборе типа бланков, отпечатанных в типографии, требуется заполнять все данные вручную, что замедляет процесс расчета;
- регулярный заказ новой партии;
- нужно соблюдать правила учета и архивировать документацию на срок до 5 лет.
Конечно, если поток клиентов за день небольшой или оказываемые услуги имеют разъездной характер, то стоит пользоваться выдачей БСО при расчетах.
Требования к заполнению
Бумаги заполняются в соответствии с нумерацией. Пропуски не допускаются. Если заполняется вручную, то не нужно делать исправления. Писать разборчивым почерком и четкую информацию.
При порче бланка необходимо его перечеркнуть и зафиксировать в книге учета. Заполнять требуется все обязательные поля.
Применительно к виду расчета процесс выдачи документации состоит из этапов:
- При наличных расчетах сотрудник вносит требуемую информацию в бланк, кроме пункта «Личная подпись», если он предусмотрен. При безналичных расчетах сначала надо попросить карту клиента, а потом заполнить графы.
- Получение средств от клиента на руки или с помощью считывающего устройства для пластиковой карты.
- Поставить подпись сотрудника и отдать клиенту. В случае безналичных средств стоит дождаться подтверждения о совершении операции.
Существуют ситуации, когда описанная схема не применяется на практике. Но все-таки требуется соблюдать такие рекомендации:
- Производить оформление БСО при расчетных шагах услуги.
- В обязательном порядке отдавать документ клиенту ввиду подтверждения факта внесения средств за предоставленные услуги.
- При документации с копией следует придерживаться принципа идентичности, поэтому выполняется одновременное оформление не менее одной копии.
- При наличии графы «Подпись клиента» нужно просить подписать документ.
БСО может быть отрывного или неотрывного вида. Отрывной вид предполагает выдачу отрывной стороны клиенту. Корешок находится у предпринимателя. Если используется неотрывной вид, то необходимо сделать копию. Допускается заполнение под копировальную бумагу. Копия документации не делается, если БСО относится к категории, которая утверждена на законодательном уровне.
Обязательные реквизиты на 2020 год
На бумагах должна быть указана вся информация о платеже. Причем существует регламентированный список реквизитов. Нормативные акты предусматривают то, что в 2020 год в БСО должны присутствовать такие данные:
- Наименование документа.
- Уникальный номер и серия.
- Наименование организации или данные о предпринимателе.
- ИНН организации или ИП.
- Данные о месте нахождения исполнительно органа (в случае с юридическим лицом).
- Тип оказываемой услуги.
- Полная стоимость услуги в денежном эквиваленте.
- Объем средств, внесенных при расчете.
- Дата документа при совершении операции.
- Должность ФИО сотрудника.
- Подпись сотрудника и печать.
При желании обязательный перечень дополняется необходимыми данными.
Учет и хранение
Для регистрации документов должен быть заведен журнал, где будет производиться запись о выдаче или фиксация испорченного бланка. Форма журнала выбирается самой организацией (или ИП). Но есть определенные моменты, которые необходимо учесть:
- нумерация страниц;
- прошивка всего журнала;
- наличие подписи и печати в месте скрепления.
К журналу должен прилагаться акт, где указываются лица, допущенные к оформлению бланков, ответственное лицо и правила его назначения.
Журнал не требуется вести, если БСО выдается посредством автоматизированного оборудования.
Копии оформленных бланков должны храниться в течение пяти лет. К местам нахождения всех бланков допускаются только ответственные лица, прописанные в акте.
Таким образом, оформление БСО допустимо в определенных случаях и при желании предпринимателя. При этом необходимо соблюдать правила печати, заполнения и отчета.
Когда можно выдавать БСО? Подробности – в данном видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются