Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Особенности расчетов платежными поручениями

Существует множество форм расчетов, которые обеспечивают функционирование как юридических, так и физических лиц. Есть наличная, есть безналичная форма. И вот последняя имеет множество разновидностей, которые могут использоваться в каждой конкретной ситуации или по выбору самого пользователя.

Расчеты платежными поручениями

Одной из самых популярных форм является безналичная с использованием платежных поручений, позволяющая без проблем совершить оплату по любым обязательствам.

Понятие и содержание обязательств

Понятие и содержание обязательствСледует отметить, что расчеты платежными поручениями – одна из самых распространенных форм расчета, особенно в банковской сфере.

Само платежное поручение – это форма безналичных платежей, в результате которых по требованию (поручению) владельца счета в банке само финансовое учреждение обязуется перевести указанную в документе сумму в полном объеме и в установленный срок третьему лицу – получателю, который указан. Это определение научное, которое можно в разной интерпретации встретить в учебниках.

Есть дефиниция в нормативно-правовом акте, в частности Положении №384, в соответствие с которым платежное поручение (далее ПП) – это распоряжение клиента финансового учреждения в виде документа перечислить средства на счет другого получателя, счет которого открыт в этом или другом банке.

Возникнуть такое взаимодействие между собственником средств и получателем может как внутри банка, так и за его пределами. В первом случае форма расчетов будет банковской на уровне одного учреждения, во втором – межбанковской.

При использовании таких расчетов всегда возникают обязательства, которые каждая из сторон должна выполнить в полном объеме. Главные среди них следующие:

  1. Между собственником средств, то есть плательщиком и банком. Первый субъект должен предоставить собственные средства для перечисления, организация должна такую операцию выполнить в полном объеме и в указанный срок.
  2. Между всеми банками, участвующими в процессе перевода ресурсов: между тем, кто выводит, и тем, кто получает. Каждая из сторон должна обеспечить выполнение и предоставление услуги каждому из своих клиентов (возникает только в случае межбанковских переводов).
  3. Банк, принимающий деньги, обеспечивает их поступление на счет получателя в полном объеме в установленный период (прописывается в договоре обслуживания клиента).

Относительно ответственности за то, что полученное ПП не исполнено или исполнено не в срок или не в полном объеме – финансовая организация в соответствии со ст. 866 Гражданского кодекса Российской Федерации несет ответственность в том объеме, в котором такое ПП не было выполнено.

Важный момент: организация по действующему ГК обязана возместить клиенту не только сумму не перечисленных средств, но также и компенсировать все затраты и другие расходы, которые клиент понесет за счет невыполнения обязательств со стороны банка.

В каких случаях применяют

Для большинства людей, которые никогда не сталкивались с этим, не совсем ясно, когда могут быть применены ПП платежные требования-поручения.

Когда применяются ПП:

  1. Когда применяется ПППри оплате продукции, товаров, услуг или выполненных работ, которые фактически были отгружены и реализованы, предоставлены или выполнены.
  2. В качестве аванса за приобретаемый товар или услугу, которая будет предоставлена в будущем.
  3. В качестве средства платежа по взаимной задолженности между двумя юридическими лицами, если такое не запрещено законодательно.
  4. При необходимости выполнения обязательных платежей предприятия перед населением и другими физическими лицами-сотрудниками: заработная плата, авансовые платежи, командировки и т.д.
  5. При погашении и уплате обязательных платежей перед государством со стороны предприятий: обязательные налоги, платежи.
  6. В других случаях, если такое разрешено законодательно и предусмотрено заключенными контрактами, взаимными соглашениями.
Относительно правового регулирования, то таким нормативно-правовым актом является Гражданский кодекс РФ. Здесь прописаны нормы, что такое ПП, какие обязательства оно вызывает, какая ответственность есть у каждой из сторон отношений.

Особенности в расчетах

Каждая форма расчетов имеет свои особенности.

Для платежных поручений

ПП является бланком строгой отчетности, его вид с обязательными реквизитами закреплен законодательно, поэтому никто не должен самостоятельно в «вольной» форме его составлять. Заполняет его и передает в банк именно отправитель, без помощи финансового учреждения.

Исполняться ПП должно только в порядке очереди. Сначала происходит удовлетворение запросов предыдущих периодов, оплачиваются платежи по исполнительным листам, и только потом по ПП.

Для платежных требований-поручений (с акцептом и без)

Платежное требование поручение может быть с акцептом и без.

Если без акцепта, то тогда деньги со счета потенциального плательщика списываются автоматически после получения финансовым учреждением средств. Такая функция должны быть предусмотрена соглашением между банком и клиентом. Без акцепта также списываются средства в судебном порядке, по исполнительным листам или другим нормам закона.

Читайте также:   Бланк платежного поручения

Платежное поручение-требование

Если документ с акцептом, то в соответствующем поле оплаты ставиться галочка о таком свойстве. Это означает, что плательщик по требованию должен акцептовать счет, то есть дать разрешение на оплату. При этом срок акцептирования прописывается в документе. Разрешение дается в письменной форме на установленном бланке.

Действия банка

По поводу действий банка, то здесь с одной стороны все просто, с другой есть ряд требований, которые он обязан исполнить. Сотрудники финансового учреждения всегда должны внимательно относиться к дате составления документа и даты принятия, поскольку срок действия его не более 10 дней. По истечению такого срока ПП не может быть принято финансовым учреждением.

Действия банкаПо поводу срока исполнения, то здесь необходимо придерживаться общих сроков на выполнение расчетных операций. Он не должен превышать двух кассовых дней. Но может быть и меньше, если такое предусмотрено индивидуальным договором между организацией и ее клиентом.

Перед проведением операции учреждение должно проверить наличие средств на счете клиента и только после этого осуществить сделку.

Если договором разрешен овердрафт, то ПП может быть исполнено и в случае недостаточности средств. Правда, не все знают, что банк имеет право исполнить документ не в полном объеме, а частично – в пределах собственных средств клиента.

Схема документооборота

Процедура принятия и выполнения ПП имеет свой алгоритм документооборота, который должен быть выполнен со стороны каждого субъекта отношений правильно, в срок и в полном объеме.

Как происходит документооборот при расчетах ПП на примере оплаты фактически отгруженной продукции:

  1. Документооборот ПППроисходит фактическая отгрузка продукции в соответствии с заключенными договорами покупки или поставок.
  2. Покупатель получает от поставщика/продавца продукции счет-фактуру на сумму, которую должен оплатить субъект.
  3. Покупатель составляет и выписывает своему финансовому учреждению, которое его обслуживает, ПП с требованием перечислить конкретную сумму средств с указанием того, на чье имя должна произвестись оплата. Там же и указываются банковские реквизиты принимающей стороны.
  4. Перечисление средств в рамках одной организации или в рамках двух банков. По итогу проведения операции владельцу счета предоставляется выписка о списании денег и подтверждение факта того, что списание произошло.
  5. Направление выписанного ПП в банк получателя, который в свою очередь акцептирует документ, зачисляет средства на счет своего клиента (поставщика продукции).
  6. Принимающий банк предоставляет получателю банковскую выписку об операции.

Разновидностью ПП является ПП-требование. И здесь есть некоторая особенность схемы оборота: первым субъектом, кто начинает весь процесс расчетов, является продавец. Он выписывает требование в стандартной форме на бланке. Количество экземпляров – 3 штуки.  Параллельно с отгрузкой товара такой документ направляется в банк покупателя, который его принимает и акцептирует по разрешению покупателя.

Все схемы отлажены как между субъектами хозяйственной деятельности, которые постоянно работают с такими средствами платежа, так и финансовыми учреждениями, работающими с безналичной оплатой.

Достоинства и недостатки

Расчеты такого характера имеют свои преимущества и недостатки. Клиенты должны знать об этом, чтобы смогли принимать аргументированное решение: использовать или нет.

Преимущества:

  1. Предоставляет возможность прежде, чем осуществить оплату, проверить надлежащее качество товара или предоставленной услуги. И только после данной процедуры осуществить оплату.
  2. Позволяет использовать большие суммы средств в безналичной форме.
  3. Простота и легкость в документообороте.

Недостатки:

  1. Недостаточное количество средств для удовлетворения требования снять деньги со счета, что в свою очередь является неким риском для поставщика.
  2. Невозможность осуществления в случае использования бланка неустановленной формы или наличия в ней исправлений.
Таким образом, расчеты с платежными поручениями – это один из способов того, как можно беспроблемно и оперативно перечислять средства от одного субъекта к другому, в том числе и на межбанковском счете.

Риски обоих сторон минимальны, хотя есть и свои недостатки в данных операциях. Главное – это работать с проверенными покупателями и использовать надежный банк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector