Практика судов в отношении споров с банками по обслуживанию счетов

Споры с банками6Когда возникли проблемы при работе с банком, это может привести к серьёзным убыткам, если всё оставить без изменений. Для защиты своих прав иногда имеет смысл обратиться в суд и искать правды там. Насколько это целесообразно и перспективно с точки зрения затрат времени и средств, будет зависеть от заключенного между сторонами договора о банковском обслуживании.

Договор банковского обслуживания

Получение услуг банка в бизнесе и для частных лиц происходит различным образом.

В том случае, если гражданин обращается за обслуживанием, в большинстве случаев ему могут быть предложены следующие услуги:

  1. Возможность пополнять или снимать средства.
  2. Предоставление банковской карточки.
  3. Возможность через личный кабинет работать онлайн со своими деньгами.
  4. Может предоставляться возможность воспользоваться кредитными возможностями банковской карточки.

Для коммерческой фирмы данный список выглядит следующим образом:

  1. Как правило, предоставляется комплекс расчётно-кассовых услуг. Цены на них, обычно, фиксируются в договоре, который банк подписывает с клиентом.
  2. Возможность оформления зарплатных пластиковых карт для сотрудников.
  3. Проведение расчётов с контрагентами: зачисление безналичной оплаты, выполнение платежей по поручению клиента.
  4. Предоставление кредитных услуг.
  5. Возможность дистанционного обслуживания через интернет посредством соответствующего приложения.
Для юридического лица использование банковского счёта является обязательным.

Существенные условия

Как известно, договор считается заключенным и действительным в том случае, если сторонами были согласованы существенные условия. Для договора банковского обслуживания таким условием является его предмет. В этом качестве выступают:

  1. Деньги клиента, которые будут находиться в финансово-кредитном учреждении, их сохранность и правила проведения операций с ними.
  2. Внесение платы клиентом за выполнение банковских услуг.

Ответственность банка

Важным обязательством банка является сохранение в тайне информации о клиенте. Он не имеет права разглашать полученные при оформлении данные о нём. Также должны держаться в тайне любые сведения о состоянии или проведении платежей.

В статье 856 ГК РФ регулируется ответственность в случае, когда финучреждение выполняет операции с задержкой. В этой ситуации он должен уплачивать проценты владельцу финансовых средств.Споры с банками

Ответственность по статье 395 ГК РФ, в частности, наступает:

  1. За уклонение от возврата денег с депозита.
  2. За приём денег неуполномоченным лицом.
  3. Если банк неправомерно пользовался средствами, он должен уплатить проценты при возвращении денег.

Предусмотрены наказания и за нарушение банком налогового законодательства. Им посвящена 18 глава НК РФ. В их число входят:

  1. Неподача информации в налоговую об открытии счёта.
  2. Нарушение сроков перечисления налоговых платежей.
  3. Неисполнение решения о взыскании налога с владельца счёта.
  4. Если налоговый орган списывает деньги со счёта инкассо, банк не имеет права искусственно создавать ситуацию, когда на нём отсутствуют деньги.

Также есть нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность. Статья 13.14 КоАП РФ определяет её в случае разглашения информации о вкладчиках.

Основные виды споров

Вот несколько наиболее распространённых причин для судебных разбирательств в рассматриваемой сфере:

  1. Отказ в открытии счёта фирме или организации.
  2. Ошибочное снятие средств.
  3. Ситуации, когда платежи осуществлялись ненадлежащим образом.
  4. Невыполнение указания клиента о переводе остатка средств со счёта при его закрытии.
  5. Зачисление средств с нарушением правил.
  6. Блокировка средств и работы по расчетам.
В статье 856 ГК РФ регламентируется ответственность банковского учреждения за то, что слишком долго производится зачисление денег или снятие. Эта ситуация приравнивается законом к тому, что данной суммой банк пользовался для извлечения прибыли и должен начислить проценты за время промедления.

Порядок обжалования в суде

Если спор с кредитным учреждением не удалось разрешить в претензионном порядке, и решено подавать иск, нужно сделать следующие шаги:

  1. Сначала нужно определить суть требований.
  2. Далее определить юридические основания для обращения в арбитражный суд. Нужно учитывать, что на этом этапе необходимо чётко сформулировать требования так, как они будут изложены в иске.
  3. Нужно составить иск. В нём логично и последовательно обосновать свою позицию со ссылками на законодательство и на подтверждающие документы.
  4. Уплатить государственную пошлину.
  5. Перед обращением в суд в обязательном порядке копии иска передать ответчику (лично, заказным письмом или курьерской службой).
  6. Собрать пакет необходимых документов, а затем вместе с иском и квитанцией об оплате госпошлины передать в суд.

Судебная практика

Когда физическое или юридическое лицо открывает расчётный счёт, хочется быть уверенным в его надёжности и в безотказной работе банка. Однако иногда происходят ситуации, когда необходимо обращаться в суд.

Деньги клиента вовремя не перечислялись получателю

Изложено на основе апелляционного определения одного районного суда Чувашской Республики от 27 сентября 2017 г. по делу № 33-4522/2017.Споры с банками4

Обстоятельства дела состоят в следующем. Клиент банка в данном случае является физическим лицом. Он, имея на расчётном счёте необходимую сумму, отдал распоряжение о перечислении её согласно указанным им реквизитам. Здесь речь шла об уплате взносов в связи с действием договора об участии в долевом строительстве.

Сотрудник банка принял платёжное поручение к исполнению и сказал, что сумма будет перечислена в ближайшее время. Однако вскоре выяснилось, что деньги в течение 19 дней отправлены не были. При этом банк никак не объяснил задержку выплаты. Клиент обратился в суд. В первой инстанции дело было проиграно, так как в платёжке не был указан ИНН получателя.

В результате апелляционного рассмотрения было принято решение о том, чтобы обслуживающая кредитная организация выплатила неустойку, штраф в связи с нарушением закона о правах потребителей, компенсировала клиенту стоимость услуг юриста.

Документы для скачивания (бесплатно)

Безосновательное снятие денег

Изложено на основе постановления 17-го Арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2017 г. по делу № А60-20655/2017.

Суть дела состоит в том, что индивидуальный предприниматель ранее взял кредит у банка. Выплаты были просрочены, и кредитное учреждение посчитало, что право требования долга целесообразно продать коллекторскому агентству. Впоследствии, банк без ведома клиента списывает с него сумму долга с процентами (более 200 тысяч рублей). Индивидуальный предприниматель подаёт в суд, требуя вернуть деньги, уплатив дополнительно соответствующие проценты за время, пока средства не были возвращены.

Решение суда первой инстанции, а затем апелляционного было в его пользу. Деньги были возвращены. Аргументы суда состояли в следующем. Безакцептное снятие денег разрешено, если:

  • это предусмотрено законом;
  • по приговору суда;
  • так зафиксировано в договоре.

У банка было право производить списание средств в ситуации случайного зачисления денег и подобных ей. В данном деле речь идёт о погашении кредита, что не относится к таким вопросам.

Решения суда по возмещению задолженности финучреждению не было. Право требования долга было заранее передано коллекторской фирме. То есть теперь банк никакого отношения к указанной задолженности не имеет. Поэтому снятие денег было признано незаконным.

Отказ открыть расчётный счёт

Изложено на основании постановления 14-го Арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 г. по делу № А13-2737/2017.

Юридическое лицо попыталось открыть расчётный счёт в банковском учреждении. Ему было отказано, мотивируя это борьбой с отмыванием доходов.

Для защиты своих прав фирма обратилась в суд. Банк своих подозрений доказать не смог. Суд рассмотрел дело и решил, что фирма не должна рассматриваться в качестве подозрительной, и финучреждение не имело права отказывать.

Исполнение недействительного судебного приказа

Споры с банками2Изложено на основании постановления 13-го Арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2017 г. № 13АП-23991/2017 по делу № А56-24258/2017.

В банк поступил исполнительный документ суда на списание денег. Оно было произведено, однако, данный документ на тот момент ещё не вступил в силу, и на нём отсутствовала подпись судьи.

Клиент для отстаивания своих прав обратился в суд, настаивая на незаконности списания. Решение судебной инстанции было в пользу клиента.

Уплата налогов

Изложено на основании постановления 11-го Арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2017 г. № 11АП-16053/2017 по делу № А65-19930/2017.

Юридическое лицо со своего расчётного счёта произвело уплату налогового платежа в положенный срок. Банк деньги снял, но в госбюджет их не перечислил в связи с отсутствием денег на транзитном корреспондентском счёте.

Налоговая инспекция приняла решение, что налог уплачен не был. Суд рассмотрел ситуацию и выяснил, что платёж был произведён в течение необходимого срока, нужная сумма на расчётном счёте была. Принято решение, что плательщик уплатил деньги вовремя, выполнив свои обязательства, а в возникшей проблеме виновен банк.

Заключение

Банк всегда выглядит как символ надёжности и безотказной работы, однако и там случаются разного рода сложные ситуации. Если так произошло, нужно уточнить ситуацию и постараться добиться решения вопроса путем переписки и переговоров. Если все безрезультатно, потребуется обратиться в суд.

Советы юриста по вопросам подготовки к суду с финансовой организацией изложены ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных