Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Часто возникают ситуации, когда бухгалтер меняет свое место работы и переходит из коммерческой организации в одно из бюджетных учреждений. При возникновении такой ситуации необходимо всегда помнить о том, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и работает на общих принципах, но все-таки обладает отличительной особенностью.

Бухучет бюджетной организации

Основные положения на 2018 год

Практически все нововведения, которые затронули бухучет в государственных учреждениях, непосредственно единого плана счетов, утверждены Приказом Министерства финансов РФ №16н.

В частности речь идет о таких нововведениях, как:

  • Основные положенияновый сформированный аналитический счет учета 20611 «Осуществление расчетов по заработной плате»;
  • обновленный забалансовый счет 40 «Активы управляющей компании»;
  • были добавлены разъяснения относительно структуры счета не только для АУ, но и БУ;
  • существенно расширен список оснований, согласно которым допускается возможность списание непогашенной дебиторки с забалансового счета;
  • были добавлены разновидности поступлений, которые отображаются на забалансовом счете 17: касательно возврата дебиторки по финансовым потерям прошлых отчетных периодов.

Помимо этого, в персональные планы счетов были внесены коррективы, ознакомиться с которыми можно в Приказах Минфина №184н, 227н, 228н для АУ.

Объекты

Изначально необходимо помнить, что бюджетом бухучета по праву считаются поступления и применения денежных средств из бюджета.

Под объектом бюджетного бухучета понимается имущество (хозяйственные средства) и каналы его создания в стоимостном выражении, включая их факт наличия и движения, объясняемые различными хозяйственными процессами.

Типы учреждений, сходства и различия

Для возможности разобраться с определениями, которые способны обозначить различные компании, финансирование которых осуществляется из бюджета, достаточно обратиться к ФЗ «О некоммерческих компаниях».

Согласно этому закону, государственные учреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • либо казенные.

Отличия между этими учреждениями представлены в таблице:

 АвтономныеКазенныеБюджетные
Чем регулируетсяФедеральный закон №174БК (Бюджетный Кодекс) РФФедеральный закон №7
Сфера трудовой деятельностиНаука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населенияПредоставление различных государственных услуг населениюНаука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения
Применение денежных средств, полученных в результате трудовой деятельностиНа свое усмотрениеДеньги подлежат перечислению в региональный и федеральный бюджетНа свое усмотрение
Каков порядок распоряжения имущественными объектамиОбязательно необходимо изначально получит согласие фактического владельца
Уровень ответственностиОтветственность лежит по активамОтветственность ложится по бюджетным денежным средствамОтветственность лежит по активам
Кем финансируетсяСубсидияРазработанная бюджетная сметаСубсидия

Основные требования и ведение

Ключевые требования к ведению бухучета в бюджетных организациях заключаются в следующем:

  • учет в обязательном порядке ведется исключительно в отечественной валюте;
  • учет обязательно осуществляется на регулярной основе с периода регистрации организации;
  • учет осуществляется методом двойной записи на бухгалтерских счетах, содержащих в себе действующие трудовые планы.
  • все сведения относительно аналитического отчета обязательно должны отвечать оборотам и остаткам в пределах синтетического учета;
  • любая операция вне зависимости от того, хозяйственного либо инвентаризационного характера, обязательно подлежит регистрации без пропусков в оговоренные периоды;
  • все без исключения объекты учета на бюджетных компаниях в каждом определенном случае исчисляются на основании способа учета.

Разработанная единая инструкция регулирует исключительно общий подход к учету не только в государственных, но и муниципальных учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет федеральных средств. Все операции обязательно сопровождаются первичной документацией.

Основные требованиях

Отчеты формируются и предоставляются законными представителями уполномоченных органов в соответствии с фиксированными перечнями и расписанием.

Балансы коммерческих и бюджетных компаний обладают отличием, которое заключается в самой структуре активов и обязательствах.

Бюджетные учреждения не наделены полномочиями для трудовой коммерческой деятельности, однако весь доход подлежит зачислению в бюджет самого учреждения на регулярной основе.

Основная суть учета заключается исключительно в предоставлении достоверной информации о финансовом положении учреждения компаниям, которые напрямую заинтересованы в получении этих сведений.

Счета

Изначально необходимо помнить о том, что каждый план счет включает в себя 26 знаков. Причем аналитические коды в номере сета трудового плана отображаются в специально разработанном порядке, а именно:

  • с 1 по 17 – отображается код относительно классификационному признаку финансовых зачислений и затрат;
  • 18 – разновидность кода, который отображает финансовую деятельность;
  • с 19 по 23 – синтетические коды относительно Единого плана счетов;
  • 24-26 – разновидности финансовых зачислений относительно выбытий объектов учета (непосредственно коды КОСГУ).
Разновидность финансовой деятельности в кодовом обозначении по 18 разряду аналитического счета может принимать цифровое обозначение от 1 до 9.

Муниципальные учреждения, включая финансовые ведомства определенных бюджетов и органы, которые производят их кассовое обслуживание, могут применять такие обозначения:

  • 1 – работа осуществляется за счет финансового капитала бюджетной системы (подразумевается исключительно бюджетной сферы деятельности);
  • 2 – персональная прибыль учреждения;
  • 3 – капитал находится в краткосрочном распоряжении;
  • 4 – предоставлена субсидия для выполнения определенного рода задач;
  • 5 – предоставлена субсидия на иные нужды;
  • 6 – бюджетный вариант инвестиции;
  • 7 – денежные средства по медицинской страховке.

В свою очередь финансовые ведомства отображают операции, которые были произведены в пределах кассового обслуживания бюджетных и автономных организаций, не являющимися прямыми участниками бюджетного процесса.

Классификация доходов, расходов и источников финансирования

Бюджетная классификация содержит в себе не только организующее, но и правовое значение. Первое заключается в том, что она в полной мере позволяет:

  • обеспечить единообразный учет прибыли и финансовых потерь бюджета;
  • формировать необходимые отчеты о применении бюджета;
  • контролировать и производить анализ по каждой разновидности прибыли и финансовым затратам;
  • осуществлять кодировку показателей бюджета и отчетов автоматизированным вариантом.

Классификация доходов и расходов

В свою очередь бюджетная классификация содержит:

  • прибыль бюджета РФ;
  • функциональную разновидность классификации финансовых потерь бюджета РФ;
  • экономическую разновидность классификации затрат бюджета РФ;
  • классификацию относительно каналов внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ и иных субъектов;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ, включая внешние активы;
  • ведомственный классификатор финансовых потерь федерального бюджета.

Прибыль бюджета РФ формируется за счет:

  • налоговых сборов с юридических и физических лиц;
  • всевозможные платежи за право пользования недрами и иными полезными ископаемыми;
  • оплаты госпошлин;
  • сборов за лицензионную деятельность по реализации алкогольной продукции;
  • денежных средств из иных бюджетных учреждений и так далее.

Финансовые потери бюджета – капитал, который направлен исключительно на финансовое обеспечение выполнения различного рода задач и функций не только государства, но и местных органов самоуправления (согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, финансовые потери бюджетных учреждений структурируются по нескольким группам, а именно:

  • функционал;
  • ведомство;
  • экономика.

Относительно функциональной группы, то она формируется в полном соответствии с ключевыми государственными функциями, которые отображаются в виде потерь, разделенных на подкатегории. Из этих подкатегорий выделяют пункты, которые напрямую связаны со сферой культурного развития, здравоохранения, образовательного процесса, социальной политики.

Иными словами, данный классификатор потерь бюджета способен детализировать направление финансовых затрат непосредственно по целевым статьям.

Говоря о ведомственной группе, то она отображает финансовые затраты на адресные направления капитала, включая отображение непосредственно самого распределения по определенным распорядителям:

  • федеральным;
  • министерским;
  • иных ведомств, которые способны реализовать функциональные разделы.

Иными словами, ведомственная группа включает в себя федеральные министерства и органы.

Последняя группа – экономическая — включает в себя финансовые потери бюджета по экономическому смыслу, в котором все затраты сводятся в единый экономический раздел, способный отображать разделение денежных средств, направляемых на капитальные либо же текущие расходы.

Благодаря этому бухучет в бюджетных учреждениях можно осуществлять безошибочно.

Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях — в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных