Само понятие упаковка можно разделить на два основных определения. Это своего рода комплекс, который состоит из тары, упаковки (как материала и разных укупорочных средств). Все в совокупности они могут определять как потребительские, так и технологические свойства упаковываемого продукта.
Также упаковка – это средство для защиты помещенной в него продукции от воздействия окружающей среды. Находясь в ней, товар предохраняется от воздействий внешней среды (солнечных лучей, влаги) от механических повреждений (хрупкий и ломкий материал), от возможных факторов порчи, которые могут действовать на продукцию в процессе ее хранения, транспортировки и реализации.
ГОСТ и другие требования
Основным стандартом, согласно которому предъявляются требования к упаковке и таре, является государственный стандарт – ГОСТ 18106-72 – именно на основании него выполняется производство (изготовление).
При отступлении от него могут возникнуть обстоятельства, способные повредить находящийся в нем товар. Кроме того, соблюдение стандарта также косвенно влияет и на бухгалтерский учет – при невозможности отнести ту или иную упаковку к определенной группе или виду, возникают вопросы по ее проводке, а также двоякое толкование необходимости ее учета.
Основными требованиями, каким должна отвечать упаковка, следующие:
- предохранение товара от повреждений и порчи;
- обеспечение создания рациональных единиц при комплектации партий для перемещения товара, погрузки в транспорт и выгрузки на складе, торговой точке;
- создание удобных единиц для хранения товара – конфигурация ее должна позволять устанавливать продукцию с учетом наибольшей экономии места при хранении, но, в то же время, располагаться с учетом требований к складированию (доступ воздуха, нагрузка на продукцию и т.д.);
- по возможности быть достаточно легкой – при перевозке единиц товара вес отгружаемого имеет значение (как погрузчиком или тележкой на складе, так и транспортом);
- является носителем рекламы (такая функция более присуща упаковке).
Отдельно стоит выделить специальные требования, предъявляемые к таре и упаковке в зависимости от вида транспорта, при помощи которого планируется транспортировка товара (если транспорт будет нескольких видов, учитываются все из них):
- При перевозке морским транспортом – учитывают давление, которое оказывается сбоку (воздействие друг на друга), размеры люков для возможности осуществления погрузки и разгрузки.
- Перевозка по железной дороге – принимают во внимание размеры тоннелей по пути следования и мостов, также учитывается возможность частых и сильных толчков в процессе самой перевозки (при сбрасывании скорости и ее наборе).
- При перевозке автомобилем – учитывают требования к погрузке товара и его разгрузке (он может существенно отличаться в зависимости от типа транспорта).
- При перевозке самолетом или другим видом авиатранспорта – особое значение придается минимальному весу тары, поскольку грузовые тарифы при такой транспортировке велики, также усиленные требования безопасности имеют легковоспламеняющиеся грузы.
Виды
Классификация тары и упаковки осуществляется по таким основным признакам:
- по назначению;
- по материалу, из которого она изготовлена (принимается во внимание основной);
- состав (компоненты, определенные вещества, как отдельно, так и в комбинации друг с другом);
- конструкция;
- технология изготовления или производства.
Наиболее часто используемым типом классификации является ее разделение по основному назначению:
- Потребительская – та, в которую упакована единица товара и в которой она находится на полках торговых магазинов и других торговых точек.
- Транспортная – может как быть первичной (без потребительской), так и содержать в себе конкретное количество продукции, помещенной в первичную упаковку. Используется для перевозки продукции на большие и малые расстояния.
- Производственная, применяется исключительно в пределах процесса изготовления (на любых этапах производства). Она не может использоваться для расположения продукции в точках ее продажи.
- Специальная (или консервирующая) – применяется при необходимости долгосрочного хранения как сырья, полуфабриката, так и готовой продукции.
Брутто и нетто
При производстве, хранении, транспортировке и дальнейшей реализации товара широко используют такие понятия, определяющие вес продукции, как нетто и брутто. ГОСТом, определяющим их отличия, четко прописываются понятия:
- нетто – чистый вес товара, который не берет во внимание вес его упаковки;
- брутто – вес товара вместе с тарой (не имеет значения, является она возвратной или нет).
Такое различие необходимо по следующим причинам:
- чистый вес продукции используется для определения количества (производимого, реализуемого, приобретаемого), для определения цены произведенных единиц;
- вес продукции с тарой имеет определяющее значение для его транспортировки, поскольку она предполагает перемещение определенных партий товара, где даже маленький вес тары одной единицы в совокупности может давать большое значение;
- сведения о весе товара нетто и брутто помогает определить объем тары, которую в дальнейшем нужно подвергнуть утилизации либо же списать, переместить, вернуть.
Определенного допустимого норматива по соотношению веса нетто и брутто нет, но по некоторым видам товара имеются нормативы, выражающиеся в процентах. В основном такие нормы применяются таможенными службами, которые пропускают продукцию через границу.
Маркировка
Касаемо маркировки тары и упаковки существуют такие требования:
- маркировка тары должна содержать как манипуляционные знаки (международного обозначения), так и основные, дополнительные и информационные надписи;
- основная надпись содержит название получателя всего назначенного ему груза, пункта, в который он направляется, грузовые места в партии, количество мест в партии и номер его места в конкретной партии;
- дополнительные надписи содержат название отправителя груза, пункта, из которого его отправили, надписи транспортных организаций;
- информационная надпись служит для определения массы брутто груза и нетто в килограммах (вместо массы можно предоставлять информацию в штуках);
- габаритные размеры не указываются в том случае, если они не превышают размеров, отдельно установленных для каждого вида транспорта.
Проводки для операций
Бухгалтерская проводка осуществляемых с тарой операций имеет следующие особенности:
- наличие и движение любых видов тары (вместе с товаром и без него) осуществляется по счету 41 на субсчете «тара порожняя и под товаром»;
- тара, относящаяся к оборудованию, относится к внеоборотным активам и учитывается на счете 01 как основные средства, на которые может начисляться амортизация;
- прием тары осуществляется по своей фактической себестоимости, которая состоит из расходов на покупку, доставку и затрат на изготовление;
- имеющаяся разница между себестоимостью тары и ее ценой по учету списывается в составе операционных расходов;
- тара, которая поступила от поставщика с товаром, должна приходоваться одновременно с ним и проводка зависит от того, оплачивается ли она сразу или нет;
- при возврате тары поставщикам оформляется соответствующая возвратная накладная;
- стоимость тары, которая списывается за ненадобностью, включается в состав издержек по статье «расходы на тару»;
- списание тары-оборудования, которая учитывается по счету основных средств, происходит способом, надлежащим для их списания.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются