Нормы списания ГСМ и формулы

К группе ГСМ (горюче-смазочных материалов) принято относить топливные ресурсы. Сюда входит бензин, дизель, газ нефтяной и сжатый природный), смазочное сырье (масла, смазки), спец. жидкости (охлаждающие, тормозные). Неудивительно, что на каждом предприятии, где имеет место быть транспортно-перевозочная деятельность, используются и учитываются эти элементы. Рассмотрим порядок ведения бухучета и проводки по ним.

Нормативы списания ГСМ

Понятие норматива и необходимость использования

Понятие нормативаИспользование ГСМ оправдано тем, что каждое предприятие, совершающее перевозки, нуждается в топливных ресурсах и смазках. Немаловажную роль играет и процесс списания этих единиц. Для этого требуется знать кое-какие нормативы. Они нужны для того, чтобы предприятие могло избежать перерасхода ГСМ, а также ошибок в расчетах и, как следствие, проблем с законодательством.

Общие положения по работе с ГСМ отображаются на 10-м счете плана счетов. Исходя из местонахождения ГСМ применяют аналитический учет по ресурсам на складе, оплаченным талонам, топливу в баках. Как и операции по всем материально-производственным запасом, ведение учета осуществляется на основании фактической стоимости. Расходы, которые к ней относятся, фигурируют во 2-м разделе ПБУ 5/01.

Принятие этих ресурсов к учетным мероприятиям может быть осуществлено на базе чеков, которые прилагаются к авансовому учету, а также с помощью талонных корешков. Если приобретение бензина и вспомогательных материалов производится водителем по специальной топливной карте, то учетные мероприятия ведутся на базе отчета организации, т. е. эмитента «пластика». Вот основные способы, которыми осуществляется списание ГСМ на практике:

  • по средней себестоимости;
  • на основании СС первых по времени покупки запасов (методика ФИФО);
  • на базе СС каждой отдельной единицы (для ГСМ не используется).
Первый способ является наиболее распространенным, при котором стоимость остатка материала включает в себя цену его поступления и разделяется на общее число остатка и поступления в рамках натурального выражения.

Самостоятельный расчет нормы расхода

Чтобы определить эти нормативы, требуется проведение определенных расчетов и замеров. Делается это посредством использования двух основных методик.

  1. С помощью технических бумаг. Для этого берутся соответствующие документы к используемым транспортным единицам, в которых имеются сведения о стандартном расходе ГСМ в отношении рассматриваемого вида транспорта. На их основании и происходит окончательное установление норм для разных условий погоды, времени года, загруженности дорожного полотна, транспорта.
  2. Посредством реальных материалов. В этой ситуации принято применять реальные сведения по расходу ГСМ. Они могут быть получены посредством проведения замеров. Этот способ является наиболее актуальным в связи с удобством применения и реалистичностью полученных итогов.

Оба варианта применяются на практике, но со вторым это происходит намного чаще.

Как провести замеры самостоятельно

Как провести замерыПроцедура осуществления замеров и разработки норм, по которым производится списание топлива, должна подлежать контролю силами специальной комиссии, назначаемой руководителем фирмы с применением распорядительной документации.

  1. Требуется определить показатель реального расхода топлива для конкретного транспортного средства.
  2. К примеру, берется авто, для которого происходит расчет норм списания ГСМ. В его пустой бак наливается топливный ресурс, к примеру – бензин. Заполнение происходит полностью.
  3. Затем замерщик отмечает объем залитого топлива и основные показаний спидометра. Далее машина может подлежать применению в классическом режиме.
  4. Как только произойдет окончание топлива в баке, показания записываются снова. Отыскивается разность в отметках спидометра с пустым и полным баком. Это и будет число километров, пройденных машиной на 100% заполненном баке.
  5. У замерщика имеются две цифры: количество топлива, которое залито, а также пробег в км на данном топливном ресурсе. Первая цифра разделяется на вторую, полученной частное – это и есть расход топлива на 1 км. Полученное значение и будет выступать в качестве норматива, требуемого к применению в целях списания топлива.

Аналогичные мероприятия осуществляются в отношении всех видов транспортных единиц, эксплуатируемых на предприятии. Также происходит определение норматива на 1 км.

Бухгалтерский учет с проводками и примерами

Поскольку ГСМ относятся к группе материалов, в целях их учета принято использовать счет 10.3. В его дебетовой стороне материалы принимаются к учетным мероприятиям, а в кредите производится их списание в расходные направления.

Если организация занимается торговой деятельностью, издержки на ГСМ подлежат списанию в Дт 44, если производством – то в Дт 20, 23, 26. Проводки также разнятся в зависимости от сферы деятельности предприятий.

  1. Для производственных фирм. Дт 20, 23, 26 Кт 10.3 – списание расходов на ГСМ в отношении транспорта, применяемого в рабочих целях. Цифра, стоящая у дебета, имеет зависимость от ключевых особенностей компании и от целей, с которыми применяется транспорт. Например, если компания – владелец крупного автотранспортного парка, она списывает расходы на ГСМ в Дт 23. Если авто находятся у нее в небольшом количестве и строго для рабочих нужд, применяется счет 20. Если транспорт применим для служебных целевых задач, принято использовать счет 26.
  2. Для торговых корпораций. Самая часто применяемая проводка – Дт 44 Кт 10.3. Она означает факт списания расходов на ГСМ в расходные направления, связанные с продажей. Все операции выполняются на базе путевых листов и специальных актов, связанных со списанием горюче-смазочных материалов.

Таблица расхода

По поступлении ГСМ

Они различны в зависимости от того, каким образом осуществляются расчетные действия:

  • наличный способ: если ГСМ приобретаются за наличные средства, то выдача денег производится из кассового аппарата под отчет, происходит составление проводки Дт 71 Кт 50;
  • водитель приобретает необходимый набор материалов и делает отчет перед бухгалтерией о проведенных тратах, используя при этом авансовый отчет с приложением кассового чека, способного подтвердить факт совершения покупки, бухгалтер на растраченную сумму формирует операцию Дт 10.3 Кт 71;
  • если средства у водителя еще остались, он возвращает их в кассу, откуда они брались, и составляется в бухгалтерии запись Дт 50 Кт 71;
  • если говорить о безналичных расчетных действиях, то проводки выглядят по-иному: перечисление необходимой суммы в адрес поставщика отображается посредством записи Дт 60 Кт 51;
  • приобретенные материалы подлежат оприходованию с помощью проводки Дт 10.3 Кт 60 по стоимостному показателю, не принимая во внимание НДС;
  • выделение налога на добавленную стоимость происходит в отдельном порядке в целях возмещения из бюджета Дт19Кт60 – выполнение операции производится на базе полученных со стороны поставщика документов – ТТН, счета-фактуры.

Таким образом, все операции, связанные со списанием ГСМ, подлежат непосредственному отражению в бухгалтерии предприятия.

Новые нормативы расхода топлива представлены ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных