Как списать бензин без путевого листа актом

Бензин, как и прочие виды топлива, входит в состав понятия ГСМ (горюче-смазочные материалы). Чтобы списать расходы на ГСМ, необходимо составить соответствующий акт.

Списание ГСМ без путевого листа

Акт на списание составляет комиссия, в составе которой должно быть не менее двух сотрудников предприятия. Законодательство не предусматривает строгих требований по оформлению и содержанию для актов на списание ГСМ.

Организация вправе применять составленный самостоятельно шаблон документа. Возможно и составление акта в произвольной форме каждый раз, когда возникает необходимость. Составляется он, как правило, ежемесячно.

В документе обязательно должны быть следующие реквизиты:

  • название организации;
  • дата составления;
  • ФИО членов комиссии;
  • ФИО водителя (если речь идет об автотранспорте);
  • наименование механизма;
  • вид произведенных работ;
  • инвентарный или государственный номер механизма;
  • вид и стоимость израсходованных материалов;
  • нормированный и фактический расход ГСМ;
  • подписи ответственных лиц и членов комиссии с расшифровками.

Помимо этого, должны быть обозначены рассмотренные документы, на основании которых производится списание. Чаще всего подтверждением расхода топлива служит путевой лист, но не в каждом случае.

Без путевых листов сложно убедить налоговые органы, что эксплуатация транспортного средства является производственной необходимостью. Но это не значит, что нельзя сделать списание. Если организация использует автотранспорт и не ведет путевые листы, то она может не принимать в налоговый учет расходы на топливо. Бухгалтерский учет при этом производится в общем порядке.

Для этого достаточно не заносить стоимость ГСМ в Книгу учета. Но нужно понимать, что такая практика приведет к увеличению налогооблагаемой базы.

Чтобы заносить расходы на топливо в налогооблагаемую базу, не используя путевые листы, предприятие может установить на транспортных средствах электронные системы контроля. В этом случае функцию путевых листов возьмут на себя данные из системы, которые должны быть заверены ответственным лицом.

Если принято решение о начале использования систем электронного контроля, нужно издать соответствующий приказ. При этом дата начала применения системы должна совпадать с датой приказа.

Важно знать, что законодательством обозначены ситуации, когда наличие путевого листа у водителя обязательно. Поэтому наличие систем контроля — не причина отказаться от ведения этих документов.

Нормы законодательства

Нормы по списаниюЕсли при списании топлива возникают затруднения, можно обратиться к следующим нормам законодательства:

  1. Распоряжение Минтранса РФ от 14.06.2008 №АМ-23-р ввело рекомендации по нормированию расхода ГСМ.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 №162н утверждает план счетов бюджетного учета и содержит разъяснения по его применению.
  3. Статья 252 НК РФ указывает, что расходы могут учитываться при налогообложении, если они подтверждены и обусловлены производственной необходимостью.
  4. Статья 264 НК РФ подтверждает, что расходы на все виды ГСМ могут учитываться при расчете налога на прибыль.
  5. Ч. 4 ст. 9 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет перечень необходимых документов для списания ГСМ.
  6. Требования к оформлению путевого листа уточняются в Письме Минфина РФ от 06.03.2013 №03-03-06/1/6700.
  7. Для уточнения перечня обязательных реквизитов первичных документов можно обратиться к Приказу Минтранса России №152.
  8. В Письме Минфина РФ от 16.06.2011 №03-03-06/1/354 указывается, что для обоснования затрат на ГСМ могут применяться распечатки данных из электронных систем контроля.
  9. Объяснения, с какой регулярностью надлежит составлять документы, чтобы они могли быть использованы в качестве подтверждающих, содержатся в Письме Минфина РФ от 16.03.2006 №03-03-04/2/77.
  10. К Письму Минфина от 03.08.2010 №03-07-11/335 можно обратиться при проблемах с вычетом НДС.
  11. Постановление Правительства РФ №745 и Письмо УФНС №20-12/29007 могут быть полезны при вопросах об обосновании затрат на топливо.

Стоит пояснить, что нормы, имеющие отношение к списанию материально-производственных запасов, весьма многочисленны. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Основной подтверждающий документ

Данные электронных систем контроля и путевые листы могут являться основным подтверждением целевого расходования топлива. В них должна быть информация, по которой можно определить количество и назначение израсходованного топлива.

Но для включения расходов на ГСМ в налогооблагаемую базу необходимо должным образом подтвердить и расходы на их приобретение. При наличном расчете для этого может служить кассовый чек АЗС. В ситуации, когда бензин приобретается по талонам, эту функцию выполняют их корешки.

Вычет по НДС

Подтверждающих документов, перечисленных выше, достаточно для включения затрат на бензин в расходы, но не для вычета по НДС.

Чтобы включить НДС в расходы при определении налога на прибыль, необходим счет-фактура. Покупая ГСМ в розницу, получить счет-фактуру проблематично.

Оптимальный вариант решения вопроса с вычетом по НДС – заключение договора купли-продажи с АЗС. При наличии договора заправщик регулярно предоставляет счет-фактуру.

Как списывать топливо путевыми листами

При составлении акта надлежит указать, какие путевые листы были рассмотрены. Законы не обязывают фиксировать в этих документах расход топлива, но в числе необходимых реквизитов есть данные спидометра ТС. Используя эту информацию и нормы расхода ГСМ для конкретного автомобиля, можно вычислить расход бензина.

Обращение к нормам Минтранса не потребуется, если в путевые листы заносятся данные о выданном и израсходованном горючем. В данном случае расчеты на порядок проще. Это следует учитывать при разработке формы путевых листов для предприятия.

Документы для скачивания (бесплатно)
Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных