Состав годовой бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет документ, который необходим для принятия важнейший стратегических решений в сфере коммерческой деятельности за отчетный период (в рассматриваемой ситуации он равен году). Она подлежит систематизации, согласно требованиям, установленным действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Годовая отчетность

Стандартизированный формат бумаги делает ее крайне удобной и комфортной для пользователей. Базовое определение термина и основные положения по нему оговариваются в п. 1 ст. 3 ФЗ №402.

За экономическим субъектом в обязательном порядке закрепляется обязательство по составлению годовой финансовой отчетности. Что касается промежуточного документа (составляемого за отчетный временной интервал менее 1 года), он необходим в ситуациях, когда законом, договорами, учредительными бумагами или решениями, принятыми собственником, установлена эта необходимость.

Состав и содержание

Согласно ФЗ №402, годовая отчетность (далее по тексту – ГБО) составляется всеми организациями. Исключение представляют предприятия, функционирующие в рамках упрощенного режима налогообложения. Отчетный период для составления ГБО – календарный год, с 1 января по 31 декабря включительно.

Состав и содержание

Для компаний, которые созданы заново – с даты государственной регистрации в качестве юридического лица. Даже если фирма организована в декабре текущего года, к концу месяца требуется предоставление отчетности, даже если она проработала несколько недель.

Есть несколько элементов, которые являются обязательными:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о поступлениях и потерях;
  • отчетность об изменении суммы собственного капитала;
  • отчет о движении финансовых ресурсов;
  • примечания к отчетности, которые предусмотрены в рамках действующего законодательства.
Предприятия, осуществляющие деятельность в рамках УСН, которые ведут учет доходов и расходов с применением книги учета, ГБО не составляют. Для них применяются несколько иные формы контроля и регулирования.

Формы и требования к заполнению

Формы, в которой осуществляется ведение документа, установлены действующим законом. Немаловажную роль играют учредительные документы предприятия или решения собственников экономического субъекта. Об этом речь ведется в ст. 14 ФЗ №402, п. 49 ПБУ 4/99.

Содержание устанавливается посредством законодательных норм и положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Оформление правил более четко и детально оговаривается в утвержденном Приказе Минфина России и от 29.07.1998 №34н.

Более детально прописано в нормах действующего законодательства – ПБУ 23/2011.

Необходимость составления

Необходимость составленияЕсть несколько моментов, которые позволят решить на практике составление документации:

  • предоставление в налоговые и другие контролирующие структуры юридически чистых документов;
  • возможность избежать проблем с законодательством;
  • анализ собственной коммерческой деятельности на предмет рентабельности и эффективности;
  • работа с числовыми данными, позволяющими определить большое количество практических моментов и оценить текущее положение вещей.

Грамотно составленная отчетность – гарантия финансового благополучия и процветания организации.

Законодательные акты

Правила, в соответствии с которыми в данный документ происходит внесение изменений, устанавливаются в рамках ПБУ 22/2010. Документ считается составленным после того, как его экземпляр подписан на бумажном носителе со стороны руководящего звена экономического субъекта, об этом детально прописано в п. 8 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 №402.

Утверждение промежуточного документа осуществляется в порядке, прописанном в действующем законодательстве, договорах, учредительных документах, решениях собственника субъекта.

В большей доле ситуаций финансовый документ подразумевает утверждение со стороны высшего органа управления компанией. В ряде ситуаций требуется его обязательная публикация. Более подробно об этом моменте сказано в п. 9 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 №402.

В отношении годовой отчетности не может применяться режим коммерческой тайны (ФЗ №402). Существует несколько ключевых особенностей функционирования бумаги, которые следует принимать во внимание:

Таким образом, существует много законодательных норм, посредством которых происходит регулирование отчетных документов.

Исправление ошибок

Ошибки и внесение изменений

ГБО может подлежать исправлениям исключительно в случае следования ряду правил. Есть несколько видов ошибок, которые подлежат обязательным исправлениям:

  1. Ошибочные сведения в рамках прошлого отчетного периода, которые были обнаружены еще до окончания прежнего года, согласно п. 5 ПБУ 22/2010, исправляются посредством записей по соответствующим счетам в месяце, в котором они и были определены.
  2. Ошибки, выявленные непосредственно в моменте составления отчетности до ее подписания, согласно п. 6 ПБУ 22/2010, отражаются записями в рамках соответствующих счетов за декабрь отчетного периода.
  3. Ошибки, которые были допущены и замечены в прошлом отчетном периоде, но выявлены после подписания документа и его предоставления в контролирующие инстанции, но произошло это до утверждения Советом учредителей. Согласно п. 1 ст. 47 ФЗ №208, сроки проведения собрания стоят на март-июнь. П. 7 ПБУ 22/2010 свидетельствует, что документ должен быть заменен, а отражение исправлений происходит посредством записей в рамках соответствующих счетов.
  4. Погрешности, обнаруженные во время проводимого собрания. Собственники успели рассмотреть, но не успели утвердить бумагу. П. 8 ПБУ 22/2010 свидетельствует о том, что документ подлежит замене. Пересмотренная бумага предоставляется по всем адресам, как и первоначальный документ.
  5. Ошибки в предшествующем периоде, обнаруженные по истечении проведения собрания. В этом случае (на основании п. 10 ПБУ 22/2010) документ, сданный в органы статистики, не пересматривается, не заменяется. Это говорит о том, что исправление ошибочных сведений осуществляется уже в текущем периоде.

Куда и как предоставлять

Сдача документа осуществляется в строго установленной законодательством форме. Его необходимо предоставить по двум основным адресам:

  • органы статистики по месту, где происходила государственная регистрация;
  • налоговая инспекция (ФНС), о чем свидетельствует ст. 23 НК РФ, где отмечено, что необходимо предоставить документ не позже трех месяцев с момента завершения отчетного периода.

Сроки сдачи

Согласно нормам ст. 23 НК РФ, бухгалтерская отчетность — баланс, отчет о движении средств и изменении капитала, его целевом использовании — сдается в Росстат и контролирующие службы не позднее, чем 1 апреля каждого года. Срок обусловлен тем, что у каждой компании с момента истечения отчетного периода есть в запасе еще 3 месяца, чтобы привести документы в норму и сдать их.

Таким образом, годовая отчетность представляет важный документ, без которого не обходится деятельность ни одного предприятия. Поэтому необходимо составить его максимально грамотно и последовательно.

Лекция по изменениям в 2018 году в годовой бухгалтерской отчетности — ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме
Добавить комментарий
Согласен на обработку персональных данных