Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Актив и пассив бухгалтерского баланса: что это такое простыми словами

Баланс – это главная в бухгалтерии форма финансовой отчетности, в ней отражены все средства. К ним относятся имущество компании, задействованное в деятельности предприятия (актив), и источники образования (пассив).

Актив и пассив

Активы – главные участники в экономической деятельности предприятия, благодаря им компания получает прибыль. Пассив – принимает непосредственное участие, но доходы из-за них не увеличиваются, они создают активы.

К активам предприятия относятся финансы и имущество. К пассивам же – задолженность банку за кредит, по заработной плате работникам, налоги и так далее. Кроме того, это собственный капитал фирмы.

По итогу должно получиться, что сумма доходов равна сумме расходов, ведь баланс произошел от слова балансирование (равноценность).

Виды бухгалтерского баланса

Виды активов и пассивовВ бухгалтерии типов баланса очень много. Такое явление легко объяснить тем, что на классификацию влияют многие факторы.

Исходя из способа отражения, баланс бывает:

  1. Статический (к определенному числу).
  2. Динамичный (за определенный временной отрезок).

Также этот вид отчетов различается по моменту составления:

  1. Вступительный (начало деятельности).
  2. Текущий (составляется к отчетной дате).
  3. Ликвидационный (момент ликвидации).
  4. Санируемый (ситуация, когда у компании, которая близка к банкротству, нормализуется финансовое положение и оборот).
  5. Разделительный (момент деления предприятия).
  6. Объединительный (момент объединения).

Классификация по объему информации (о скольких организациях в отчете идет речь):

  1. Единичный (на основании одной организации).
  2. Сводный (две и более организации).
  3. Консолидированный (несколько компаний, у которых исключают внутренние обороты).

По своему назначению баланс у бухгалтеров делится на пробный, окончательный, прогнозный и отчетный.

Исходя из характера первоначальных данных:

  1. Инвентарный (на базе инвентаризации).
  2. Книжный (на базе книги учета).
  3. Генеральный или общий (сочетает в себе итоги инвентаризации и данные из книги учета).

Способ отображения в балансе:

  1. Брутто. Суммируются исходники регулирующих статей.
  2. Нетто. Исключаются эти же данные.

По форме: сокращенная и полная.

По периодичности: годовые, квартальные и месячные.

По виду деятельности предприятия: основной и вспомогательный.

Еще один вид классификации – исходя из типа компании: государственный, общественный, совместный и частный.

План счетов

Исходя из баланса, происходит следующее разделение счетов: активные, пассивные, активно-пассивные и без остатка.

План счетов

План помогает разобраться, куда нужно отнести остаток. На его основании можно выделить к активным счетам:

  • основные средства;
  • вложения;
  • доходы, основанные на нематериальных ценностях;
  • оборудование, которое необходимо установить;
  • долгосрочные налоговые активы;
  • материалы для работы;
  • животные (откармливают и выращивают);
  • заготовка и приобретение имущества, его НДС;
  • производства;
  • полуфабричные продукты;
  • готовая к продаже продукция;
  • расходы на продажу;
  • касса;
  • все типы счетов;
  • переводы;
  • материальные вложения;
  • некоторые расчеты с сотрудниками;
  • собственные доли;
  • недостачи;

К пассивным счетам относят:

  • постепенное снижение ценности основных средств и немонетарных активов;
  • резервы под снижение стоимости материальных активов и обесценивание денежных вложений;
  • наценка;
  • расчеты по задолженностям с юридическими и физическими лицами;
  • налоги, которые можно выплатить через определенное время (отложенные);
  • любой капитал;
  • целевое финансирование;
  • доходы в скором времени.

К активно-пассивным счетам относят:

  • разница в стоимости товаров;
  • расчеты с поставщиками, подрядчиками, учредителями, дебиторами, кредиторами, покупателями и поставщиками;
  • резервы по сомнительным долгам;
  • расчеты по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, внутри хозяйства;
  • зарплата;
  • прибыли и убытки.

Счета без остатка:

  • общие расходы;
  • брак в производственной деятельности;
  • выпуск продукции;
  • продажи.

Структура баланса

Форма представлена в виде таблицы, в которой всего две колонки для заполнения доходов и расходов. Они классифицируются на несколько видов.

Структура баланса

Активы подразделяются на:

  1. Оборотные. Они участвуют в обороте хозяйства, применяются с целью ведения деятельности компании. Это деньги, готовая продукция, краткосрочные вложения, сырье, материалы, задолженности от других лиц.
  2. Внеоборотные. К ним относят долгосрочные вложения, продукция, находящаяся в стадии производства, основные средства.
Чистые активы – разница между всеми активами и пассивами фирмы. Стоит отметить, что событие, которое повлекло за собой получение дохода, уже произошло. Именно из-за них организация и получает экономическую выгоду.

Пассивы состоят из двух компонентов:

  1. Обязанности. Это задолженность фирмы перед физическими и юридическими лицами на определенный момент времени. Кратко говоря – источники формирования средств.
  2. Капитал.
Читайте также:   Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Эти составляющие в свою очередь также классифицируются у бухгалтеров. Обязательства бывают:

  1. Краткосрочные. Задолженность работникам, банку, то есть все то, что нужно оплатить в кратчайшие сроки.
  2. Долгосрочные. Налоги и кредиты, которые можно отложить.

Капитал предприятия подразделяется на собственный и заемный.

Содержание разделов

В связи с временным фактором в отчете приходится выделять разделы. Активы по периоду пользования в деятельности компании подразделяются:

  1. Более года, если речь идет о внеоборотных активах.
  2. Менее года, при оборотных, ведь данные о них могут быть изменены в любой момент.

Содержание разделов

Когда упоминаются пассивы, то разделы в структуре выделяются не только на основании временных периодов, но и по принадлежности капитала (свой или заемный). Поэтому в бухгалтерии сформированы три раздела касательно пассивов:

  1. Собственные капитал и резервы, которые зависят от регулярно меняющегося результата деятельности фирмы в материальном плане.
  2. Долгосрочные обязательства (более года).
  3. Краткосрочные обязательства (менее года).

Понятие и значение статей

С целью детального рассмотрения разделов были созданы статьи. В форме баланса допускается их объединение. Делается это для того, чтобы упростить процесс отчетности, а показатели несколько укрепить.

Кроме того, необходимость в статьях вызвана тем, что некоторые виды имущества и обязательств формируют сами разделы. Статьи могут быть следующие:

  1. По внеоборотным активам: финансовые вложения, основные средства, материальные и нематериальные поисковые активы, результаты исследований.
  2. По запасам: финансовые вложения, денежные средства и эквиваленты, дебиторская задолженность.
  3. По капиталу: переоценка нематериальных активов, резервный капитал, непокрытый убыток.
  4. По заемным средствам: отложенные налоговые и оценочные обязательства, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов.
Именно такая структура рекомендована Минфином РФ. Если у организации нет данных для заполнения некоторых статей, их разрешается просто исключить из отчета.

Статьи баланса заполняются в зависимости от остатков к определенной дате отчета. При этом все данные не должны содержать ошибок, показывать полную информацию, а формироваться согласно ПБУ. Сравнение – с предыдущим отчетным периодом.

Для составления баланса за год подтвердить наличие обязательств и имущества возможно только в случае проведения инвентаризации. Нельзя сворачивать остатки доходов и расходов в отчете. Активы отображаются по учетной стоимости.

Баланс является основной формой отчета в бухгалтерии организации, поэтому в нем так много разных нюансов, на которые стоит обращать внимание, чтобы итоговые активные и пассивные счета сошлись. Бланк состоит из двух колонок. Сам отчет делится на разделы и статьи, последние в связи с различными факторами могут опускаться.

Лекция по бухгалтерскому учету для начинающих представлена ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector