Инструкции, образцы новости для бухгалтеров, кадровиков, юристов и руководителей ООО и ИП
 

Образец акта о недостаче товара при приемке

Каждый субъект предпринимательской деятельности должен правильно организовать и вести документооборот. Это касается и вопроса оприходования товаров, при приемке которых ответственными лицами должны соблюдаться определенные инструкции. Если это требование не будет соблюдаться, то у коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы как с контролирующими органами, так и с персоналом.

Недостача товара

Очень часто субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с недостачами товаров, которые возникают в процессе их получения от поставщиков. В этой ситуации должен составляться соответствующий документ, в котором следует отражать все недостающие товарно-материальные ценности. На основании этого акта будет осуществляться списание недостающих товаров либо предъявлена претензия к поставщику.

Общие сведения

Общие сведения по актуКаждый субъект предпринимательской деятельности должен заключать с сотрудником, ответственным за получение товара, договор материальной ответственности. В этом соглашении должны быть прописаны все детали и нюансы, благодаря чему впоследствии можно будет привлечь виновного в недостаче к ответу.

Как правило, на такую должность назначаются сотрудники отдельным приказом руководителя. Они должны пройти специальное обучение или как минимум инструктаж.

В их обязанности будет входить не только получение товара от поставщиков, но и оформление соответствующей документации:

  • актов приема-передачи;
  • актов недостачи;
  • накладных и т.д.

Данные работники несут ответственность за сохранность полученных товаров, а также за правильность выписки соответствующей документации.

Нормативное регулирование

Сотрудник организации, которого руководитель назначил ответственным за получение товарно-материальных ценностей, должен досконально изучить правила заполнения первичной документации. Если осуществляется прием товаров от отечественных поставщиков, то должна в четырех экземплярах заполняться форма ТОРГ-2.

В том случае, когда осуществляется оприходование товара, поставленного иностранными компаниями, материально ответственное лицо обязано заполнять в пяти экземплярах форму ТОРГ-3. Недостачи или товары, подлежащие возврату, описываются в акте формы ТОРГ-12.

Функции и предназначение

В случае недостачи, выявленной в ходе приема товара от поставщика, материально ответственное лицо должно составить акт. Это выявляется при сверке фактического количества поступивших товарно-материальных ценностей с данными, указанными в накладной.

Недостача товара может возникнуть по следующим причинам:

  1. Функции и предназначениеДопущена халатность сотрудником поставщика, который неправильно указал количество товара в накладной.
  2. Имеет место злой умысел, когда со стороны поставщика специально в документах указали большее количество поставленной продукции.
  3. Во время транспортировки была повреждена целостность упаковки.
  4. Поставщиком был поставлен некомплектный товар.
  5. Во время транспортировки было совершено хищение товарно-материальных ценностей.

Акт, составленный при выявлении недостачи товаров, является первичным документом, который должен отражаться работником бухгалтерии в соответствующих учетных регистрах. При помощи такой документации осуществляется списание недопоставленных товаров, а также проводится взыскание с виновной стороны материальной компенсации.

Правильно составленный акт позволит коммерческой организации защитить свои интересы в судебном порядке, если виновник недостачи откажется добровольно урегулировать проблему.

Функции данного документа заключаются в следующем:

  1. Позволяет определить организационный уровень субъекта предпринимательской деятельности. Показывает, насколько слажено взаимодействуют различные отделы предприятия. Если руководство компании будет придерживаться строгих правил во всех вопросах, то недостачи будут минимизированы.
  2. Позволяет определить точную сумму убытков, которые понес субъект предпринимательской деятельности.
  3. Отражает сумму, которую руководство организации может в досудебном или судебном порядке истребовать с виновника недостачи.
  4. Используются для заполнения учетных регистров и составления отчетности как локальной, так финансовой и налоговой.

Акт о выявлении недостачи может задействоваться субъектом предпринимательской деятельности при проведении переучетов в торговых точках, а также при проведении инвентаризации на складах. Стоит отметить, что если переучет проводится в продуктовых магазинах, то при выявлении недостач будут учитываться нормы естественной убыли.

Многие продукты питания со временем теряют в весе. Соответственно, при проведении переучета будет выявлена определенная недостача. В таких случаях ответственные лица списывают недостачу в пределах этих норм, а оставшуюся сумму распределяют между материально ответственными лицами.

Как правильно составитьЕсли на складе проводится инвентаризация и по ее завершению выявляется недостача, то уполномоченные лица составляют соответствующий акт, на основании которого вся сумма будет взыскиваться с виновных. В данном случае будут нести ответственность кладовщики, которые принимали товар и не обеспечили ему должного хранения.

Читайте также:   Заполнение акта инвентаризации денежных средств в кассе

Также может произойти ситуация, при которой товарно-материальные ценности пострадали в результате стихийного бедствия или любого другого чрезвычайного происшествия. В этом случае должен составляться другой акт, на основании которого вся сумма недостачи будет списана работниками бухгалтерии.

Также на основании этого документа руководство компании может обратиться к страховщику (если товарно-материальные ценности были застрахованы) и потребовать законных выплат.

Как правильно составить

Чтобы избежать возможных проблем, которые могут возникнуть при проведении проверки контролирующими органами, либо на судебном разбирательстве, ответственные лица должны правильно составлять акт о недостаче:

  1. Законодательство позволяет задействовать либо типовой бланк, либо форму, разработанную организацией, но содержащую все необходимые реквизиты.
  2. Если недостача выявляется при приемке товара от поставщика, то документ составляется в присутствии его представителя. В том случае если доставку товара осуществляла сторонняя транспортная компания, то для оформления акта необходимо пригласить водителя или экспедитора. Если не получается привлечь к оформлению акта ни водителя, ни сотрудника поставщика, можно пригласить независимого эксперта. В том случае если одновременно принимается товар от разных поставщиков и в каждой партии выявляется недостача, то составляются отдельные акты. Специалисты настоятельно рекомендуют проводить фото и видео фиксацию нарушений. В этом случае будет легче доказать вину поставщика в судебном порядке.
  3. Составленный акт должен быть подписан материально ответственными лицами и представителями поставщика, либо независимыми экспертами.
  4. Сразу после оформления документа бухгалтер или юрист должен составить претензию, которая передается под роспись виновной в недостаче компании. Решением данной проблемы может стать возврат поставщиком денежных средств, допоставка товара. Претензию следует передать в кратчайшие сроки, определенные Федеральным законодательством, иначе поставщик может отказаться от ее исполнения.
  5. При оформлении акта необходимо в обязательном порядке указать все основные реквизиты и дату.

[docs]

В том случае, когда материально ответственные лица при приемке выявили некомплектный товар, они могут оформить акт о недостаче. При этом таким товарно-материальным ценностям необходимо обеспечить отдельное место для хранения на случай, если поставщик согласится провести их доукомплектование.

Необходимая документация для оформления

Необходимая документацияДля составления акта о недостаче необходимы документы на товар, в которых указано количество отгруженного поставщиком товара.

После оформления акта и подписания его всеми ответственными лицами, один экземпляр вместе с претензией отправляется поставщику по почте. Также можно передать пакет документов лично, либо переслать по интернету, факсу или курьером.

Второй экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, недополучившей товар. Сотрудники этого отдела обязаны подшить этот документ в соответствующую папку. Он должен храниться на предприятии в течение 3 лет.

Стоит отметить, что подписывать акт должно не менее 3 человек. Если недостачу выявит индивидуальный предприниматель, то для него будет достаточно подписи одного ответственного лица. Также на этом документе должна ставиться круглая печать субъекта предпринимательской деятельности, оттиск которой не должен закрывать подписи.

Все претензии относительно истребования материальной компенсации с виновных организация может предъявлять в течение 30 дней с момента выявления недостачи.

Если недостача была выявлена в ходе проведения инвентаризации, то руководство может отстранить виновных от исполнения обязанностей. При этом они должны будут возместить всю сумму убытков, которые понесла организация из-за их халатности либо из-за умышленных действий.

Виновные могут попросить руководителя о том, чтобы с их заработной платы сумма недостачи высчитывалась частями. Если начальство не согласится пойти на такие уступки, то допустившим недостачу придется возвращать всю сумму единовременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector