Содержание статьи
Проверка расчетов с подотчетными лицами является одной из составляющих как внешнего, так и внутреннего аудита. Сам участок учета не является обширным, но необходимо знать предмет и объект проверки, а также ее цель, метод, правильное использование которых поможет выявить «слабые места» участка.
Особенности процедуры и необходимость
Подотчетные лица – это работники предприятия, которые имеют возможность получать и использовать средства компании, полученные наличным и безналичным путем. Деньги могут выдаваться как в кассе (наиболее массовый и часто встречающийся вариант), так и в банке.
Что может включаться в расчеты такого плана:
- Выдача средств на командировку как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами.
- Приобретение хозяйственных материалов для обеспечения рабочего процесса.
- Понесенные расходы в результате осуществления деятельности, например, транспортные, представительские.
- Покупка мелкой бытовой техники, запасных частей и т.д.
- Другие виды трат, не нарушающие норм закона.
И хотя на первый взгляд сектор кажется простым, в нем очень часто встречаются нарушения. Одновременно бухгалтер и кассир должны учесть много особенностей, соблюсти кассовую дисциплину, проверить подлинность предоставленных документов, отсутствие фактов мошенничества.
Аудитор должен проверить как сам авансовый отчет, так и все другие документы, являющиеся основанием для выдачи таких ресурсов.
Примерный спектр вопросов, который входит в компетенцию проверяющего:
- Право самого человека на получение таких сумм. Лицо должно быть включено в список тех, кто на это имеет право.
- Отсутствие задолженностей по ранее взятым обязательствам, все отчеты и подтверждающие трату чеки, накладные и т.д. должны быть сданы. Предоставляется оригинал, а не ксерокс.
- Кассовая дисциплина: оформление всей первичной документации в соответствии с требованиями: сроки, оформление, алгоритм предоставления.
- Сроки отчетности и сдачи таких средств. Подлинность документов.
Это главный, но не основной перечень вопросов. Он может значительно расширяться. Главное понять, что это лазейка для тех, кто может и имеет возможность проводить мошеннические схемы: разница в суммах покупки и выдачи, разница в количестве того, что было приобретено и потом оприходовано и т.д.
Именно поэтому аудит подотчетных сумм так важен и необходим на каждом предприятии, особенно там, где такой участок является популярным и пользующимся спросом: большое количество командировок и приобретение хозтоваров через сотрудников.
Нормативная база
Для того чтобы проводить контроль и проверку, необходимо ориентироваться в законодательстве и порядке того, как все должно быть организовано по нормативам. Отсутствие таких знаний не даст возможности проверить такой участок в полном объеме и правильно.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие такие взаимоотношения в учреждении:
- ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Постановление №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».
- Трудовой кодекс РФ, ст. 139.
- Порядок ведения кассовых операций.
- Другие положения, приказы, указы, регламентирующие процесс отправки людей в командировку и отнесение их понесенных затрат в размер подотчетных сумм.
Что относится к объектам проверки: План и программа
Каждый аудитор должен работать по Международным стандартам аудита, то есть не обойдется без составления плана и программы.
План и программа являются дополнением друг к другу. План содержит общие стратегические и тактические цели процедуры с указанием заданий и задач, выполнение которых поставлено перед специалистом. Сама программа – это более детальное руководство к действию, где указываются участки, исследуемые вопросы, исполнители, применяемые способы, методы.
Оба эти документа должны разрабатываться с учетом главных принципов аудиторской проверки:
- Оптимальность. Применяемые способы, методы и общая методика должны обеспечивать оптимальное проведение процесса, с минимальными трудовыми и временными затратами и максимальной пользой.
- Комплексность. Все должно изучаться в комплексе, то есть авансовый отчет должен проверяться не только на наличие подписей и сроков сдачи, а также на наличие подтверждающихся документов, кассовых ордеров и т.д.
- Непрерывность. Весь процесс должен проводиться бесперебойно, с анализом участков учета, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.
В плане и программе обязательно должны быть прописаны объекты, которые принадлежать изучению, а также указаны источники информации, которые могут обеспечить такую процедуру.
Объекты:
- Дебиторская задолженность учреждения, связанная с такой категорией лиц.
- Кредиторская задолженность компании, которая есть у субъекта деятельности перед своими сотрудниками в разрезе таких расчетов.
Источники:
- приказ об учетной политике;
- авансовые отчеты;
- расходные кассовые ордера;
- выписки банков;
- приходные ордера;
- авансовые отчеты;
- приказы, распоряжения на командировку и журнал выбытия / прибытия работников;
- командировочные удостоверения;
- другие (при необходимости).
Виды методик
Виды методик такого сегмента учета могут быть такими же, как и при других направлениях:
- фактический контроль;
- документальная проверка;
- расчетные методы, аналитика.
Но в большинстве случаев используются документальны методы, проверяются документы. Также возможно применение метода расчетно-аналитического характера, когда проверяется правильность расчета суточных, понесенных расходов и т.д. Органолептические способы, то есть фактические, почти не используются.
Типовые ошибки
Каждый специалист уже знает спектр тех нарушений, которые обычно присутствуют в каждом сегменте. Такое направление тоже не является исключением.
Возможные нарушения в оформлении:
- Неправильное оформление документов любой формы, в частности отсутствие части обязательных реквизитов.
- Наличие исправлений. Обратить внимание на исправление сумм и сроков.
- Отсутствие соответствующих знаков-прочерков в пустых ячейках.
- Отсутствие каких-либо дат, особенно это касается командировок.
- Нет подписей, штампов, печатей или они представлены не в виде «мокрой» печати, а в виде черно-белой.
Возможные ошибки в направлении кассовой дисциплины:
- Наличие остатков у субъекта за ранее не отчетные суммы и выдача ему новой суммы.
- Нарушение сроков возврата ресурсов.
- Нарушение отнесения сумм НДС по приобретенным товарам к тому НДС, которое должно быть возмещено из бюджета.
- Неправильно оформленная командировка, отсутствие приказа.
- Неправильный размер расчета суточных.
- Неправильное отражение хозяйственных операций в регистрах учета.
- Другие.
Примеры
Понятное дело, что нельзя привести пример полной проверки такого участка, так как для этого необходимо представить много информации. И не всегда она будет нужной, так как все корректируется в индивидуальном порядке. Нарушения также могут быть разнообразными. Приведем один из возможных примеров.
Главный бухгалтер получила средства для командировки в кассе предприятия на основании предоставления удостоверения. Сумма получения – 3000. Оправдательные документы с билетами и чеком за гостиницу предоставлены на сумму 2900.
Отчет сдан по приезду на следующий день. Кассир претензий не имеет. Задолженность закрыта. Все списано на 71 счет.
Аудит:
- Нет основания для выписки удостоверения. Должен быть приказ руководителя, которого нет, где указано с какого и по какое число планируется отъезд. На основании этого выписывается удостоверение.
- Существует недостача средств в размере 100 рублей, она должна быть отнесена на недостачу и удержана из заработной платы. Для этого проведены проводки:
- отражена недостача: Дт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам» Кт 70 «Расчеты с персоналом»;
- недостача удержана из зарплаты: Дт 70 «Расчеты с персоналом» Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам».
Таким образом, расчеты с подотчетными лицами – узкопрофильное направление, имеющее типичные нарушения. Каждый опытный аудитор их уже знает и легко находит, но главное не стоит относиться к такой процедуре халатно, поскольку при массовом мошенничестве такие схемы могут приносить как для предприятия, так и отдельных субъектов не мало скрытых выгод.
В данном видео можно ознакомиться с дополнительной информацией по учету.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются